1Определение инвестиционной стратегии, классификация.Инвестиционная стратегия - это формирование системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения.Классификация инвестиционной стратегии.В настоящее время используется следующая классификация:1. По степени расширения сферы влияния и участия в управлении субъекта:а) стратегия эффективного собственника: доступ к определенным видам продукции и обеспечение контроля за финансовыми потоками, повышение научно-технического и производственно-сбытового потенциала, финансовое оздоровлении предприятия-эмитента;б) стратегия спекулятивного слияния: доступа к имущественным и неимущественным правам с помощью контрольного пакета акций.2. По типу управления:а) пассивная (консервативная) – защита вложений от инфляции и получение гарантированного дохода при минимальном риске и низких затратах на управление (большую долю портфеля составляют облигации надежных эмитентов б) активная – стремление получить большую доходность за счет тщательного мониторинга рынка, оперативного приобретения финансовых инструментов, а также быстрого изменения структуры портфеля (структура такого портфеля состоит в основном или только из акций);в) сбалансированная: компромисс между защитой средств от инфляции и приростом капитала. 3.В зависимости от нацеленности на определенный сегмент рынка:а) аукционная: применяются при приобретении акций в момент их первичной продажи на чековых, денежных, залоговых аукционах, проводимых в процессе приватизации;б)стратегия спекулятивного конкурсанта: используется на инвестиционных конкурсах и закрытых денежных аукционах, проводимых в процессе приватизации;в)арбитражная: используется тот факт, что один и тот же актив может иметь разную цену на двух различных, в том числе географически удаленных, рынках;г) стратегия «пылесоса»: применяется наиболее крупными инвестиционными компаниями, которые по заказу инвесторов (осуществляют массовую скупку акций в регионах.4. По методу формирования портфеля:а) оптимизационные: выбор наилучшей структуры портфеля осуществляется путем варьирования критериев оптимизации и проведения многовариантных имитационных расчетов;б) рейтинговая: формирование и обновление портфеля ценных бумаг осуществляется на основе результата построения рейтинговой таблицы;в) стратегия гибкого реагирования: профессиональный участник, получая рыночные сигналы, свидетельствующие об интересе крупных иностранных или отечественных инвесторов к акциям того или иного эмитента, использует свои возможности для того, чтобы опередить конкурентов и заблаговременно начать массированную скупку у мелких инвесторов;г) стратегия рыночного опережения: инвестор самостоятельно осуществляет прогноз состояния рынка и использует его для извлечения прибыли.5. В зависимости от сроков возврата вложенного капитала:а) краткосрочные инвестиции (до 3-6 месяцев): исходит из того, что курсы акций подвержены частым колебаниям;б) среднесрочные инвестиции (6-12 месяцев);в) долгосрочные инвестиции (более года);г) общая.6. В зависимости от субъектов инвестиционной стратегии:а) государственная;б) региональная;в) отраслевая;г) муниципальная;д) инвестиционная стратегия предприятия;е) общая;ж) частная.
2.Концепция разработки инвестиционной стратегии .инвестиционная стратегия представляет собой системную концепцию, связующую и направляющую развитие инвестиционной деятельности предприятия. Разработка инвестиционной стратегии включает постановку целей инвестиционной деятельности, определение её приоритетных направлений и форм, оптимизацию структуры формируемых инвестиционных ресурсов и их распределения, выработку инвестиционной политики по наиболее важным аспектам инвестиционной деятельности, поддержание взаимоотношений с внешней инвестиционной средой. Процесс разработки инвестиционной стратегии является важнейшей составной частью общей системы стратегического выбора предприятия, основными элементами которого являются миссия предприятия, общие стратегические цели его развития, система функциональных стратегий в разрезе отдельных видов деятельности, способы формирования и распределения ресурсов. Поэтому исходной предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является базовая стратегия экономического развития предприятия, по отношению к которой инвестиционная стратегия носит подчинённый характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам реализации. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития компании в соответствии с избранной ею базовой стратегии. Актуальность разработки инвестиционной стратегии предприятия определяется рядом следующих условий:- интенсивность возможных изменений факторов внешней инвестиционной среды- предстоящий переход предприятия к новой стадии жизненного цикла- кардинальное изменение целей текущей деятельности предприятия. Роль разработанной инвестиционной стратегии в обеспечении эффективного развития предприятия заключается в том, что она: 1. обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и инвестиционных целей предстоящего экономического и социального развития предприятия в целом и отельных его структурных подразделений; 2. позволяет реально оценить инвестиционные возможности предприятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего инвестиционного потенциала и возможность активного маневрирования инвестиционными ресурсами;3. обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней инвестиционной среды; 4. учитывает заранее возможные вариации развития неконтролируемых предприятием факторов внешней инвестиционной среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности предприятия; 5. отражает сравнительные преимущества предприятия в инвестиционной деятельности в сопоставлении с его конкурентами;6. обеспечивает чёткую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью предприятия; 7. обеспечивает реализацию соответствующего менталитета инвестиционного поведения в наиболее важных стратегических инвестиционных решениях предприятия; 8. формирует значение основных критериальных оценок выбора реальных инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования; 9. является одной из базисных предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления и организационной культуры предприятия.
3.Инвестиционный меморандум- это документ, на основании которого инвестор принимает решение о том, привлекателен ли для него проект и стоит ли его финансировать.Как правило, инвестиционный меморандум составляется на основе уже готового бизнес-плана, из которого убираются разделы, мало интересующие инвестора, и более детально рассматриваются ключевые для принятия решения о финансировании вопросы.Необходимой деталью инвестиционного меморандума является описание условий вхождения инвестора в бизнес: как правило, это покупка доли бизнеса или даже всего бизнеса.Инвестиционный меморандум должен как можноподробнее освещать вопросы, интересующие инвестора, т.е. давать чёткие и обоснованные ответы о конкретной выгоде для него. По форме представления информации строгих требований к инвестиционному меморандуму не предъявляется, однако он должен представлять проект максимально удобным и понятным инвестору образом. В большинстве случаев всё, что хочет знать инвестор, это:Суть бизнес-идеи, или область производства товаров/услуг,-Требуемый объём инвестиций,-Срок возврата инвестиций,-Чистая прибыль по проекту,-Условия вхождения, -инвестора в бизнес. Инвестиционный меморандум составляется как для уже действующих предприятий, желающих привлечь дополнительное финансирование, так и для проектов, находящихся на начальном этапе.Стоимость и сроки разработки инвестиционного меморандума:Инвестиционный меморандум на основе подготовленного в нашей компании бизнес плана разрабатывается бесплатно. Подготовленные нами бизнес-планы содержат в себе инвестиционный меморандум в разделах «Резюме проекта» и «Суть проекта».Стоимость разработки инвестиционного меморандума на основании бизнес-плана сторонней организации начинается от 10 000 рублей.Стоимость разработки инвестиционного меморандума на основании данных заказчика начинается от 25 000 рублей.Срок подготовки инвестиционного меморандума составляет от 1 рабочего дня.
4. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ— экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. Благоприятный климат характеризуется политической устойчивостью, наличием законодательной базы, умеренными налогами, льготами, представляемыми инвесторам. Роль И.к. определяется селективностью инвестиций, края в свою очередь связана с тем, что рынок капитала практически всегда складывается в пользу продуцента - потребности в свободных финансовых ресурсах превышают возможности их накопления. Капитал, как правило, направляется в зоны высокой прибыльности, устойчивой ликвидности и безопасности. При этом инвесторы прежде всего учитывают степень возможных инвестиционных рисков как вероятность недостижения или неполного достижения целей вложения. Для определения инвестиционных рисков используются методы постадийной оценки, расчета критических точек, корректировки параметров, вероятностной оценки, анализа чувствительности и дрК факторам, способствующим притоку инвестиций (благоприятный И.к.), относятся: высокий потенциал внутр. рынка; высокая норма прибыли; низкий уровень конкуренции; стабильная налоговая система; низкая стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансы); эффективная поддержка гос-ва. Факторы, препятствующие развитию инвестиц. активности (неблагоприятный И.к.), включают: политическую нестабильность в стране; социальную напряженность (этнические и религиозные беспорядки, забастовки, коррупция, войны мафиозных структур, бюрократия, снижение уровня жизни большей части общества); неблагоприятные макроэконо-мич. показатели (отрицат. динамика экономического развития, высокий уровень инфляции, ставки рефинансирования, внутреннего и внешнего долгов, дефицит бюджета, дефицит платежного баланса); неразвитость законодательства, регулирующего инвестиц. сферу и инвестиц. инфраструктуру в целом; высокие трансакционные издержки; неблагоприятную для производителя амортизационную политику.
5. Инвестиции и производственная мощность предприятия.понятие инвестиции означает вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Различают финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные инвестиции (вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство, образование и др.). Реальные инвестиции представляют собой вложения капитала в какую-либо отрасль экономики или предприятие, результатом чего является образование нового капитала или приращение наличного капитала (здания, оборудование, товарно-материальные запасы и т.д.). Финансовые же - вложения капитала (государственного или частного) в акции, облигации, иные ценные бумаги. Здесь прироста реального капитала не происходит, происходит лишь покупка, передача титула собственности. Понятие инвестиционных ресурсов охватывает все произведенные средства производства, т.е. все виды инструмента, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления средств производства называется инвестированием.Производственная мощность — это максимально возможный выпуск продукции, предусмотренный на соответствующий период (декаду, месяц, квартал, год) в заданной номенклатуре и ассортименте с учетом оптимального использования наличного оборудования и производственных площадей, прогрессивной технологии, передовой организации производства и труда.Экономическое обоснование производственной мощности — важнейший инструмент планирования промышленного производства. Иными словами, это потенциальная возможность валового выпуска промышленной продукции.При формировании производственной мощности учитывается влияние таких факторов, как номенклатура, ассортимент, качество продукции, парк основного технологического оборудования, средний возраст оборудования и эффективный годовой фонд времени его работы при установленном режиме, уровень сопряженности парка, размер производственных площадей и т.п.Производственная мощность зависит от ряда факторов. Важнейшие из них следующие:
— количество и производительность оборудования; — качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа; — степень прогрессивности техники и технологии производства; — качество сырья, материалов, своевременность их поставок; — уровень специализации предприятия; — уровень организации производства и труда; — фонд времени работы оборудования.Выбытие мощности происходит по следующим причинам: — износ оборудования; — уменьшение часов работы оборудования;— изменение номенклатуры или увеличение трудоемкости продукции;— окончание срока лизинга оборудования.Выходная производственная мощность — это мощность предприятия на конец отчетного или планируемого периода. При этом выходная мощность предыдущего периода является входной мощностью последующего периода. Выходная мощность рассчитывается по формуле:
ПМвых = ПМвх+ ПМт + ПМр + ПМнс – ПМвыб, где ПМвых — выходная производственная мощность; ПМвх — входная производственная мощность; ПМт — прирост производственной мощности за счет технического перевооружения производства; ПМр — прирост производственной мощности за счет реконструкции предприятия: ПМнс — прирост производственной мощности за счет расширения (нового строительства) предприятия; ПМвыб — выбывающая производственная мощность.Формула баланса производственной мощности предприятия имеет следующий вид:ОПд + ПМн( Ко ( Кс = ОПп Увеличение производственной мощности возможно за счет:— ввода в действие новых и расширения действующих цехов;— реконструкции; — технического перевооружения производства;
— организационно-технических мероприятий, из них:— увеличение часов работы оборудования;
— изменение номенклатуры продукции или уменьшение трудоемкости; — использование технологического оборудования на условиях лизинга с возвратом в сроки, установленные лизинговым соглашением.
6.Инвестиции и себестоимость продукции.Себестоимость — все издержки (затраты), понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги.Используются следующие виды себестоимости:- Плановая себестоимость – это максимально допустимые затраты, которые при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия необходимыми. Ее рассчитывают по прогрессивным плановым нормам использования основных производственных фондов (активная часть), трудовых затрат, расхода материальных и энергетических ресурсов.Расчетная и проектная себестоимость используются в технико-экономических обоснованиях проектов внедрения достижений научно-технического прогресса, при оценке эффективности мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению предприятий, формированию цен.-Фактическая себестоимость отражает степень выполнения плановых заданий по снижению себестоимости на основе сопоставления плановых затрат с фактическими. Фактические затраты могут отклоняться от плановых. Экономия будет создаваться в случае улучшения использования основных производственных фондов, трудовых и материальных ресурсов. Превышение фактической себестоимости над плановой может наблюдаться в начальном периоде освоения новой продукции или при ухудшении работы предприятия.
7. Инвестиции и качество продукцииИнвестиции – это долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются основой для обеспечения расширенного воспроизводства на предприятии, повышения качества продукции, ускорения НТП, создания новых рабочих мест и сбалансированного развития отраслей народного хозяйства.В широком понимании инвестициями принято считать все виды материальных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в предпринимательскую деятельность (здания, оборудование, ноу-хау, денежные средства и другие ценности). В экономической теории и практике обычно разграничивают понятия «инвестиции» и «капитальные вложения». Капитальные вложения представляют собой более узкое понятие, так как предполагают вложение только в основной капитал предприятия (затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, приобретение оборудования и т. д.). Современный рынок, на котором товары перемещаются достаточно свободно, без существенных ограничений, получил название глобального рынка. В большинстве отраслей начался период избыточного предложения. Конкуренция приобрела несколько иные черты: сложно стало выделять товары, какой либо фирмы. Начался период конкуренции качества, не только товаров, услуг, но и процессов. Современное понятие качества продукции – это соответствие ожиданиям потребителей. И уже более чем современное, – продукция должна восхищать потребителя. Качество – лучшая гарантия лояльности потребителя, наша сильнейшая оборонительная линия в конкуренции с иностранными производителями и единственный способ поддержания устойчивого роста и высоких доходов. Не так важно, насколько велико предприятие, – является ли оно малым, средним или большим – единственным фактором успеха являются потребители.
8. Влияние инвестиций на экономические показатели работы предприятия.Само понятие инвестиции (от лат. investio – одеваю) означает вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Различают финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные инвестиции (вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство, образование и др.).Реальные инвестиции представляют собой вложения капитала в какую-либо отрасль экономики или предприятие, результатом чего является образование нового капитала или приращение наличного капитала (здания, оборудование, товаро-материальные запасы и т.д.). Финансовые же – вложения капитала (государственного или частного) в акции, облигации, иные ценные бумаги. Здесь прироста реального капитала не происходит, происходит лишь покупка, передача титула собственности. Налицо, таким образом, трансфертные (т.е. передаточные операции).Понятие инвестиционных ресурсов охватывает все произведенные средства производства, т.е. все виды инструмента, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называется инвестированием.Инвестиционные товары (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Фактически, по своему содержанию, инвестиции представляют тот капитал, при помощи которого умножается национальное богатство. При этом следует иметь в виду, что термин «капитал» не подразумевает деньги. Правда, менеджеры и экономисты часто говорят о «денежном капитале», имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупки машин, оборудования и других средств производства. Однако, деньги, как таковые, ничего не производят, а, следовательно, их нельзясчитать экономическим ресурсом. Реальный капитал – инструмент, машины, оборудование, здания и другие производственные мощности – это экономический ресурс, деньги, или финансовый капитал, таким ресурсом не являются.Инвестиции – это то, что «откладывают» на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем. Одна часть инвестиций – это потребительские блага, которые не используются в текущем периоде, а откладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов). Другая часть инвестиций – это ресурсы, которые направляются на расширение производства (вложения в здания, машины и сооружения).Таким образом, под инвестициями понимаются те экономические ресурсы, которые направляются на увеличение реального капитала общества, то есть на расширение или модернизацию производственного аппарата. Это может быть связано с приобретением новых машин, зданий, транспортных средств, а также со строительством дорог, мостов и других инженерных сооружений. Сюда следует включать и затраты на образование, научные исследования и подготовку кадров. Эти затраты представляют собой инвестиции в «человеческий капитал», которые на современном этапе развития экономики приобретают все большее и большее значение, ибо, в конечном счете, именно результатом человеческой деятельности выступают и здания, и сооружения, и машины, и оборудование, и самое главное, основной фактор современного экономического развития – интеллектуальный продукт, который предопределяет экономическое положение страны в мировой иерархии государств.
9.Инвестиции и финансовая устойчивость компании.
Инвести?ции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.Финансовая устойчивость - это стабильность деятельности предприятия в долгосрочной перспективе. Анализ финансовой устойчивости компании рекомендуется проводить как коэффициентным методом, так и с помощью анализа показателя "чистых активов".Чистые активы - это величина, которая определяется путем вычета из суммы активов предприятия, принимаемых к расчету, суммы его долговых обязательств, принимаемых к расчету.Активы, участвующие в расчете, - это денежное и неденежное имущество фирмы, в состав которого включаются по балансовой стоимости следующие статьи:-Внеоборотные активы, отражаемые в первом разделе баланса, кроме балансовой стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров;запасы и затраты, денежные средства, расчеты и прочие активы, показываемые во втором разделе бухгалтерского баланса, за исключением задолженности участников (учредителей) по их вкладам в уставный капитал и балансовой стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров.При наличии у компании на конец года оценочных резервов по сомнительны долгам и под обесценение ценных бумаг показатели статей, в связи с которыми они созданы, показываются в расчете с соответствующим уменьшением их балансовой стоимости на стоимость данных резервов.Пассивы, участвующие в расчете, - это обязательства фирмы. В их состав включаются следующие статьи:статья четвертого раздела бухгалтерского баланса - целевые финансирования и поступления; статьи пятого раздела баланса - долгосрочные и краткосрочные обязательства банкам и иным юридическим и физическим лицам, расчеты и прочие пассивы, кроме сумм, отраженных по статьям "доходы будущих периодов" и "Фонды потребления". Условно порядок оценки стоимости чистых активов можно представить так: ЧА=Ар-Пр, гдеАр-активы, принимаемые к расчету,Пр-пассивы, принимаемые к расчету,ЧА-стоимость чистых активов.
10. Метод САРМ
Модель оценки капитальных активов (САРМ) – основана на анализе массивов информации фондового рынка и конкретно – изменений доходности свободно обращающихся акций. Основная посылка модели заключается в том, что инвестор не приемлет риска и готов идти на него только в том случае, если это сулит дополнительную выгоду, т. е. повышенную норму отдачи на вложенный капитал по сравнению с безрисковым вложением.
В соответствии с моделью оценки капитальных активов ставка дисконта находится по формуле
(21)
где r – ставка дисконта (дохода на собственный капитал); Rf – норма дохода по безрисковым вложениям; b – коэффициент бета (мера систематического риска, т. е. риска, связанного с макроэкономическими и политическими процессами, происходящими в стране); Rm – общая доходность рынка в целом; S1 – дополнительная норма дохода за риск инвестирования в конкретную компанию (несистематические риски); S2 – дополнительная норма дохода за риск инвестирования в малую компанию; C – дополнительная норма дохода, учитывающая уровень странового риска.
Безрисковое вложение средств подразумевает, что инвестор независимо ни от чего получит на вложенный капитал именно тот доход, на который он рассчитывал в момент инвестирования средств. В качестве безрисковой ставки дохода в мировой практике используется обычно ставка дохода по долгосрочным государственным долговым обязательствам (облигации или векселя); считается, что государство является самым надёжным гарантом по своим обязательствам (вероятность его банкротства практически исключается) [16].
Однако, как показывает практика, государственные ценные бумаги в условиях России психологически не воспринимаются как безрисковые. Для определения ставки дисконта в качестве безрисковой может быть принята ставка по вложениям, характеризующимся наименьшим уровнем риска (ставка по валютным депозитам в Сбербанке или других наиболее надёжных банках).
Можно также основываться на безрисковой ставке для западных компаний, но в этом случае обязательно прибавление странового риска с целью учёта реальных условий инвестирования, существующих в России. Для инвестора она представляет собой альтернативную ставку дохода, которая характеризуется практическим отсутствием риска и высокой степенью ликвидности. Безрисковая ставка используется как точка отсчёта, к которой привязывается оценка различных видов риска, характеризующих вложения в данное предприятие, на основе чего и выстраивается требуемая ставка дохода [10].
Коэффициент b – показатель систематического риска, отражающий изменчивость цен на акции отдельной компании (отрасли) по сравнению с изменением цен всех акций, обращающихся на фондовом рынке.
Если b > 1, значит акции фирмы более чувствительны к систематическому риску, чем фондовый рынок в среднем. Следовательно, в это предприятие более рискованно вкладывать средства, чем в среднее предприятие, действующее на рынке.
Если же b < 1, то акции менее чувствительны к общерыночным факторам и риск инвестирования меньше, чем риск, характерный в среднем для данного рынка.
Существуют два способа расчёта коэффициента b: статистический и фундаментальный. Первый опирается на информацию о динамике акций на фондовом рынке, второй – на мнение оценщика о состоянии отрасли и экономики в целом, об особенностях оцениваемого предприятия.
В мировой практике коэффициент b рассчитывается путем анализа статистической информации фондового рынка. Эта работа проводится специализированными фирмами. Данные о коэффициенте bпубликуются в ряде финансовых источников и в некоторых периодических изданиях, анализирующих фондовые рынки. Профессиональные оценщики, как правило, не занимаются расчётами коэффициентов b.
11 Метод сценариев позволяет совместить исследование чувствительности результирующего показателя с анализом вероятностных оценок его отклонений. В общем случае процедура использования данного метода в процессе анализа инвестиционных рисков включает выполнение следующих шагов.
1. Определяют несколько вариантов изменений ключевых исходных показателей (например, пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический).
2. Каждому варианту изменений приписывают его вероятностную оценку.
3. Для каждого варианта рассчитывают вероятное значение критерия NPV (либо IRR, РI), а также оценки его отклонений от среднего значения.
4. Проводится анализ вероятностных распределений полученных результатов.
Проект с наименьшими стандартным отклонением (s) и коэффициентом вариации (СV) считается менее рисковым.
В целом метод позволяет получать достаточно наглядную картину для различных вариантов реализации проектов, а также предоставляет информацию о чувствительности и возможных отклонениях, а применение программных средств типа Excel позволяет значительно повысить эффективность подобного анализа путем практически неограниченного увеличения числа сценариев и введения дополнительных переменных.
Метод сценариев может быть легко реализован в среде EXCEL.
12 Модель Гордона является вариацией модели дисконтирования дивидендов, методом для вычисления цены акции или бизнеса. Данная модель часто используется для оценки стоимости внебиржевых компаний, которую сложно оценить другими методами.
Модель подразумевает, что компания на сегодняшний день выплачивает дивиденды в размере D, которые в будущем будут увеличиваться с неизменной ставкой g. Также подразумевается, что требуемая процентная ставка (ставка дисконтирования) акции остается постоянной на уровне k.
Тогда текущая стоимость акции будет равна:
.
На практике P часто корректируется с учетом различных факторов, например, размера компании. Распространено использование упрощенного вида формулы
где - дивиденд будущего года .
Вывод формулы
Стоимость акции можно определить методом дисконтирования в следующем виде: .
.
Воспользовавшись формулой для суммы геометрической прогрессии, получим:
.
Тогда, учитывая что и :
.
В результате получим:
Ограничения
Использование модели ограничено компаниями со стабильными темпами роста. Для корректного использования данные для определения темпов роста должны быть тщательно отобраны. Модель Гордона больше всего подходит компаниям, чьи темпы роста равны номинальным темпам роста экономики или ниже их, при этом у этих компаний есть определенная политика выплаты дивидендов, которую они намерены проводить и в будущем[1].
13Расчетные формулы методов оценки, основанных на прогнозе денежных потоков
Информационной основой первой группы методов являются прогнозы денежных потоков, генерируемых либо всем инвестируемым капиталом, либо собственным капиталом. Кроме того, за рубежом выделяют третий метод для денежных потоков на все активы компании [3, 8, 12]. В рамках этого метода поток увеличивается на сумму налогового щита, возникающего в результате выплаты процентов по долгам. Естественно, что при этом налоговый щит не учитывается в расчете средневзвешенной стоимости капитала.
Далее приведены формулы расчета стоимости компании, которые составляют основу соответствующих методов.
Метод дисконтирования денежных потоков для компании
При использовании этого метода рассматривается свободный денежный поток фирмы (FreeCashFlowtoFirm):
FCFF = EBIT (1 –T) – (CE – D) – DNCWC, (1)
где EBIT (EarningsBefor… Продолжение »