1 вопрос. Основные положения и цели разработки финансовой политики организации.
Целью разработки финансовой политики п.п. является построением эффективной системой управления финансами, направленные на достижения страт и тактичных целей его деятельности.
Стратегические задачи разработки финансовой политики:
-оптимизация структур капитала п.п. и обеспечение его финансовой устойчивости
-достижение прозрачности финансово эк. состояния п.п. для собственников
-обеспечение инвестиционной привлекательностью
-создание эффективного механизма управления п.п.
-использование п.п. рыночных механизмов привлечения фин.средств
-максимум прибыли п.п.
Финансовая политика п.п.- приемов и методов п.п. в целях формирования финансовых ресурсов и эффективного их использования для достижения стратегических и фактических целей.
2 вопрос. Объект, предмет, субъект финансовой политики организации.
Финансовая политика- совокупность мероприятия по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств, и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организаций а так же позиций организаций во внешней среде.
Объект финансовой политики- хозяйственная система и ее деятельность во взаимосвязи с финансовым состоянием и финансовыми результатами, денежный оборот хоз.субъекта, п.с.потока денежных поступлений и валют.
Предмет финансовой политики- внутрифирменные и межхозяйственные финн.ресурсы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финн.результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения Ц.Б.
Субъект финансовой политики- учредительная организация и руководство, финансовой службы которые разрабатывают и реализуют стратегию и тактику финн.менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности п.п., посредством получения эффективности используя прибыли.
3 вопрос. Принципы организации финансовой политики предприятия.
1) Принцип самоокупаемости и принцип самофинансирования.
Самоокупаемость- средства должны принести доход, который соответствует минимальной возможности уровня по рентабельности.
Самофинансирование- означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продаж, инвестированных средств в развитие.
2) Принцип самоуправления и хозяйственной самостоятельности
Самостоятельное определение перспектив развития, планируемый свою деятельность, обеспечение производительности и соц.развития.
3) Принцип материальной ответственности
4) Принцип заинтересованности в результате деятельности
5) Принцип осуществления контроля за финансово хоз.деятельностью п.п..
6) Принцип формирования финансовых резервов.
4вопрос. Виды финансовой политики организации и их характеристики.
По направлению
-внутренняя (внутри организации)
-внешняя (во внешней среде)
Исходя из деятельности периода и характера решаемых задач:
- финансовая стратегия ( курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предлагающий решение крупномасштабных задач организации)
- финансовая тактика( направлена на решение локальных задач конкретного этапа развития орг.путем , своевременное изменения способов осуществления финансовых связей, перераспределение денежных ресурсов между видами расходов и структур подразделений.
5 вопрос. Требования к системе финансового управления организаций.
Базовые принципы:
- адекватность назначения и функций управления системы, целям и стратегии организации
- лимитирование числа замкнутых связей, приходящихся на каждого руководителя структурного подразделения.
- восприимчивость к изменениям внешних условий и способность к быстрой трансформации управляющих структур, для решения долгосрочных и краткосрочных задач
- способность к переработке и точному распространению средних менеджеров различного уровня полезной информации, необходимой для принятия решений.
- 6. Критерии построения управляющей системы.
Формирование общей управляющей системы на предприятии выражает процесс целенаправленных действий по созданию эффективной системы управления (менеджмента), включая технологию учета, планирования и контроля за движением денежных средств и финансовых результатов.
Цель реформирования предприятия — обеспечение стабильной работы в условиях транзитивной экономики. Она может быть достигнута посредством реструктуризации, состоящей из реализации комплекса мер по приведению условий деятельности в соответствие с выбранной стратегией ее развития.
Конечные результаты реформирования:
- повышение эффективности производственно-коммерческой деятельности;
- защита прав участников (учредителей);
- четкое разграничение ответственности между участниками (собственниками) и управленческим персоналом;
- достижение инвестиционной привлекательности предприятия;
- построение системы хозяйственно-договорной деятельности, обеспечивающей безусловное соблюдение контрактных обязательств;
- обеспечение открытости финансово-хозяйственной деятельности для участников (учредителей) предприятия, инвесторов, кредиторов и иных партнеров;
- использование субъектом хозяйствования рыночных методов
- привлечения капитала с финансового рынка;
- улучшение финансово-экономических показателей работы предприятия;
- достижение приемлемого уровня коэффициентов финансовой устойчивости, рентабельности активов и собственного капитала, деловой и рыночной активности и др.
Решение о реформировании предприятия принимают ее учредители, а также руководство. Для разработки программы реформирования целесообразно создать специальную рабочую группу (команду) с предоставлением ей необходимых полномочий.
Целесообразно выделить следующие примерные этапы технологии реформирования:
1) определение целей развития и способов их достижения;
2) выявление сильных и слабых сторон деятельности предприятия;
3) диагностика финансово-экономического состояния;
4) оценка инновационного и инвестиционного потенциалов (наличие в портфеле предприятия приоритетных проектов);
5) формулирование ключевых направлений деятельности (стратегий);
6) формирование групп специалистов, способных осуществить реформирование;
7) окончательный выбор стратегии и тактики реформирования;
8) определение первоочередных организационных мер, к ним можно отнести:
-выявление и устранение нарушений прав акционеров (для акционерных обществ);
-инвентаризацию имущества;
-рыночную оценку активов для увеличения размера уставного капитала акционерного общества с целью существенного повышения минимальной гарантии удовлетворения возможных требований кредиторов;
-изучение положения предприятия на рынке товаров (услуг);
-подготовку и переподготовку кадров и т.д.
Требование адекватности управляющей системы росту цены (стоимости) фирмы изменяет представление об эффективности структуры управления предприятием.
Иными словами, управляемая структура рациональна, если она соответствует основной цели бизнеса и позволяет четко контролировать материальные и денежные потоки. Этому же требованию должно соответствовать совмещение регистров трех учетных систем: бухгалтерской, управленческой и налоговой, поскольку система управления базируется на оперативной отчетной информации. Система управления предполагает также использование плановых документов с целью определения отклонений фактически сложившихся параметров от плановых (контроль по отклонениям).
Важное значение имеет включение в процесс управления организацией таких ключевых аспектов, как денежные потоки и бюджетирование.
Формирование управляющей системы на предприятии обеспечивает:
- рациональное использование всех видов ресурсов: материальных, трудовых, природных (земля) и технологий и на этой основе устойчивое положение на рынке товаров и услуг;
- переход от оперативной формы управления (принятие управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к управлению на базе прогнозного анализа и планирования.
Разработка стратегии развития предприятия осуществляется на основе:
- прогнозов динамики рынка выпускаемой продукции;
- оценки потенциальных рисков;
- проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности;
- оценки эффективности системы управления.
- 6. Организационное обеспечение системы финансового управления.
Система организационного обеспечения финансового управления предприятием представляет собой взаимосвязанную сеть внутренних структурных подразделений и служб организации, обеспечивающих разработку и принятие финансовых и инвестиционных решений и отвечающих за их результаты.
Организационное обеспечение системы управления финансами имеет смысл интегрировать с общей организационной структурой управления. Она может включать следующие сопряженные звенья:
- центр управления производственной деятельностью;
- центр управления сбытовой деятельностью;
- центр управления инвестиционной деятельностью;
- центр управления финансовой деятельностью.
Принципы формирования организационной системы управления (менеджмента) предусматривают создание центров управления по двум ключевым признакам:
1) иерархическое построение предполагает выделение различных его уровней;
2) функциональное построение базируется на разделении центров управления по функциям и видам деятельности.
Поскольку система управления финансами является составной частью менеджмента, ее организационное обеспечение интегрируется с общей структурой управления.
Зарубежный и отечественный опыт показывают, что наиболее эффективно организационная система финансового менеджмента используется при функциональном построении центров управления предприятия. Это связано с тем, что финансовый менеджмент по своему содержанию является функциональной системой управления.
Отдельные российские исследователи полагают, что многообразие функций, выполняемых финансовыми службами предприятия, можно разделить на две большие группы:
1) управление денежными потоками;
2) учет и контроль за финансовой деятельностью.
Другие специалисты в организации финансовой службы выделяют три главных звена:
1) финансовый директор;
2) главный бухгалтер;
3) казначей
Однако не совсем ясно, что авторы имеют в виду под управлением инвестициями (управление ценными бумагами выделено ими в отдельный блок) и финансовым учетом. В настоящее время организации должны вести три вида учета: бухгалтерский, налоговый и управленческий. Последний из них — для целей бюджетирования.
- 6. Формирование финансовой политики организации.
Профессиональное управление финансами предприятия неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего дать наиболее точную оценку финансовой политике, учесть неопределенность условий с помощью современных количественных методов исследования. Для того, чтобы принять решение, необходимо проанализировать финансовые взаимоотношения предприятия с партнерами, обеспеченность производства финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность их размещения и использования. С помощью данного анализа руководство осуществляет планирование, контроль, улучшает и совершенствует направление своей деятельности в соответствии с целями и задачами финансовой политики.
Для принятия правильных экономически обоснованных управленческих решений на перспективу большое значение придается анализу финансового состояния, платежеспособности, финансовой устойчивости, диагностике и прогнозированию возможного банкротства, деловой активности, рентабельности. Этот анализ применим во внутренней политике предприятия для оценки собственного финансового состояния и во внешней политике для оценки платежеспособности, кредитоспособности, надежности контрагентов. Чтобы обеспечить непрерывный контроль и анализ финансового состояния и результатов работы организации, проводят финансовый мониторинг (мониторинг финансового состояния). Для обеспечения рационального распределения финансовых ресурсов требуются: анализ денежных потоков, анализ оптимизации и ускорения расчетов, анализ оптимизации расходов по налогам.
Важнейшим инструментом регулирования финансовой политики является операционный анализ, изучающий зависимости финансовых результатов от издержек и объемов производства или реализации.
Текущее регулирование финансовой политики обеспечивается с помощью оперативного анализа. Оперативный анализ проводят на основании данных текущего учета, первичной документации, информации, полученной из средств связи, устно и т.д. Его могут осуществить за любой временной отрезок, а также в режиме реального времени с помощью глобальных информационных сетей.
Важной задачей финансовой политики является оптимизация процессов кредитования. Для этого используют методы анализа кредитной политики на основе финансового рычага, анализ кредитной окупаемости товарных запасов, анализ кредитования инвестиций в условиях неопределенности и риска и т.д.
Главная составляющая финансовой политики организации — ее дивидендная политика, на которую влияет множество факторов. С помощью анализа дивидендной политики можно выработать подходящую модель работы с акционерным капиталом организации на перспективу.
В условиях неопределенности важнейшими являются эвристические методы, представляющие неформализованные способы решения экономических задач на основе интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок и т.д.
Экспертные методы заключаются в интуитивно-логическом анализе исследуемой ситуации с количественными или порядковыми оценками процессов и явлений и формальной обработкой результатов экспертизы. Обычно такие методы реализуются путем опроса группы специалистов (возможно, посредством заполнения специальных анкет). Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы.
Экспертами называют опытных специалистов в той или иной области знаний, привлеченных для оценки, прогноза, вывода, выработки рекомендаций по управлению явлениями и процессами, не поддающимися точному измерению. Экспертов привлекают для решения тех или иных проблем, где используются их знания, накопленный опыт, профессиональное мастерство, интуиция.
Наиболее удобное средство для построения, экспериментирования и оценки финансовой политики — имитационное моделирование. В этой связи американский ученый Роберт Шеннон утверждает, что идея имитационного моделирования интуитивно привлекательна и для руководителей, и для исследователей систем благодаря своей простоте, поэтому метод имитационного моделирования стремятся применять для решения каждой задачи, с которой приходится сталкиваться.
Имитационное моделирование — процесс конструирования модели реальной системы и постановки экспериментов на этой модели.
Преимущества экспертных систем (ЭС) по сравнению с использованием опытных специалистов без создания ЭС состоят в следующем:
- достигнутая компетентность не утрачивается, может документироваться, передаваться, воспроизводиться и наращиваться;
- в экономических системах имеются более устойчивые результаты, отсутствуют эмоциональные и другие субъективные факторы;
- высокая стоимость разработки уравновешивается низкой стоимостью эксплуатации, возможностью копирования, многократным повышением эффективности использования интеллекта высококвалифицированных специалистов и наращиванием интеллектуальных возможностей менее квалифицированных работников.
Экспертные системы отличаются от обычных компьютерных систем следующими свойствами: - манипулируют знаниями, а не данными;
- имеют потенциальную способность «учиться» на своих ошибках;
- актуализируется создание гибкой сети ответов не только на вопросы «что, если?», но и «почему?».
Как было отмечено, современные экспертные (интеллектуальные) системы принято относить к искусственному интеллекту. Их недостатком в сравнении с естественным интеллектом считается меньшая приспособляемость к обучению новым правилам и концепциям, к творчеству и изобретательству. В случае некорректных данных или неполных правил методы нахождения решений проблем высококвалифицированными специалистами достигаются на основе рассуждений, исходящих из фундаментальных принципов. В компьютерных экспертных системах такие свойства менее разработаны.
Другим недостатком экспертных систем являются значительные трудозатраты, необходимые для пополнения базы знаний. Получение знаний от экспертов и внесение их в базу знаний представляет собой сложный процесс, сопряженный со значительными затратами времени и средств.
- 9. Учетная политика организации для целей налогобложения
Применяется с первого января года, следующего за годом утверждения. Для вновь созданной организации считается применяемой со дня их создания.
Утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений. Вновь созданные организации утверждают учетную политику для целей налогообложения не позднее окончания первого налогового периода.
Для изменения однажды принятой политики необходимо появление одного из следующих обстоятельств:
- изменение применяемых методов учета;
- существенное изменение условий деятельности организации;
- изменение законодательства о налогах и сборах.
В первом и втором случаях изменения в налоговую учетную политику принимаются с начала нового налогового периода. В третьем случае - не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства.
Изменение учетной политики по НДС возможно с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Другими словами, учетная политика по НДС может меняться один раз в год.
Налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п. 12 ст. 167 НК РФ. Налогоплательщики не обязаны представлять свою налоговую учетную политику в налоговую инспекцию сразу же после ее составления. Если же налоговики проводят у налогоплательщика проверку, учетную политику придется предъявить в пятидневный срок после получения требования о доставке документа.
- 10. Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета.
Независимо от организационно-правовой формы и формы собственности каждая фирма должна разработать и принять учетную политику для целей бухгалтерского учета (п.1 и 3 ПБУ 1/98). Принятая учетная политика обязательна для применения всеми подразделениями фирмы включая территориально отдаленные и выделенные на отдельный баланс (п. 10 ПБУ 1/98).
Применяется с первого января года, следующего за годом утверждения. Для вновь созданной организации считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Утверждается соответствующими приказами руководителя организации и является обязательной для всех ее обособленных подразделений. Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Учетную политику можно менять или дополнять, если:
- меняются нормы законодательства, регулирующего порядок ведения бухучета;
- фирма внедряет новые способы ведения бухучета (например, переходит на компьютерную обработку данных);
- меняются условия работы фирмы (смена собственников, реорганизация, отказ от какой-либо деятельности, освоение новых видов бизнеса и т. д.).
Такие правила установлены пунктом 16 ПБУ 1/98.
Учетная политика должна включать в себя:
- рабочий план счетов; - формы первичных документов, для которых нет унифицированных бланков; - формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если фирма планирует ее составлять); - порядок проведения инвентаризации; - методы оценки активов и обязательств; - порядок документооборота, технологию обработки учетной информации; - другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.
Такие правила устанавливает пункт 5 ПБУ 1/98.
- 11. Оборотный капитал и его составные части.
Оборотный капитал — денежные средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Структура капитала — это состав и соотношение отдельных элементов капитала в их общем объеме. В структуру капитала входят денежные средства, вложенные в:
1) основные фонды;
2) оборотные средства;
3) нематериальные активы.
Оборотные средства — это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции. По характеру участия в производственно-торговом процессе оборотные производственные фонды и фонды обращения тесно взаимосвязаны и постоянно переходят из сферы производства в сферу обращения и наоборот, т. е. из одних фондов переходят в другие. Поэтому они учитываются как единые оборотные средства.
Оборотные производственные фонды — часть средств производства, вещественные элементы которых в процессе труда в отличие от основных производственных фондов расходуются в каждом производственном цикле, и их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу. По вещественному содержанию представляют собой предметы труда и орудия труда, учитываемые в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Эти фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в процессе одного производственного цикла.
Оборотные производственные фонды включают:
— производственные запасы;
— незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления;
— расходы будущих периодов.
Производственные запасы — это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс. В их составе можно в свою очередь выделить следующие элементы: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тару и тарные материалы, запасные части для текущего ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления— это предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, незаконченные полностью производством в одних цехах и подлежащие дальнейшей переработке в других цехах того же предприятия.
Расходы будущих периодов — это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода.
Фонды обращения, хотя и не участвуют непосредственно в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения (обслуживание процесса обращения товаров). Фонды обращения состоят из следующих элементов:
— готовая продукция на складах;
— товары в пути (отгруженная продукция);
— денежные средства;
— средства в расчетах с потребителями продукции (дебиторская задолженность).
12. Понятие операционный цикл организации.
Любое промышленное предприятие проходит через цикл операционной деятельности, в течение которого закупаются материально-производственные запасы, производится готовая продукция и реализуется за наличные денежные средства или в кредит и, наконец, дебиторская задолженность погашается за счет поступлении денежных средств от клиентов. Этот цикл называется операционным.
Операционный цикл отражает промежуток времени, в течение которого оборотные активы совершают полный оборот.
В составе операционного цикла выделяют несколько компонентов:
1)Цикл оборота материально-производственных запасов (производственный цикл) — среднее время (в днях), необходимое для перевода материально-производственных запасов из формы материалов (сырья) в готовую продукцию и ее реализации. Таким образом:
Производственный цикл — это период времени, который начинается с момента поступления материалов на склад и заканчивается в момент отгрузки покупателю готовой продукции, которая была изготовлена из данных материалов.
2) Цикл оборота дебиторской задолженности — среднее время, необходимое для погашения покупателями дебиторской задолженности, возникшей в результате осуществления продаж в кредит.
3) Цикл оборота кредиторской задолженности — среднее время, проходящее с момента закупки материально-производственных запасов предприятием до момента оплаты счетов кредиторов.
13. Классификация оборотных активов.
Оборотные активы - характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую (операционную) деятельность и полностью потребляемых в течение одного производственно-коммерческого цикла.
Оборотный капитал можно подразделить по следующим основным признакам:
По видам оборотные активы можно подразделить:
- оборотные производственные активы. К ним относятся сырье, основные материалы и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части и др., а также незавершенное производство и расходы будущих периодов;
- оборотные активы в обращении.. Это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные (дебиторская задолженность).
По степени ликвидности выделяют:
- абсолютно ликвидные активы. К ним относятся оборотные активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа: денежные средства;
- высоколиквидные активы. Характеризуют группу активов, которые могут быть быстро обращены в денежные средства (как правило, в течение месяца), без ощутимых потерь своей рыночной стоимости: краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность;
- среднеликвидные активы. К этому виду относятся оборотные активы, которые могут быть конвертированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев: дебиторская задолженность (кроме краткосрочной), запасы готовой продукции;
- слаболикивдные активы. К ним относятся оборотные активы предприятия, которые могут быть обращены в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше): запасы сырья и полуфабрикатов, незавершенное производство;
- неликвидные активы. Активы, которые самостоятельно не могут быть обращены в денежные средства. Они могут быть реализованы лишь в составе имущественного комплекса: безнадежная дебиторская задолженность, расходы будущих периодов.
По характеру финансовых источников формирования:
- валовые оборотные активы. Характеризуют общий объем оборотных активов, сформированный за счет собственного и заемного капитала;
- чистые оборотные активы. Это оборотные активы, которые сформированы за счет собственного и долгосрочного заемного капитала. Рассчитывается как разница между оборотными активами и краткосрочными пассивами:
ЧОА = ОА – КФО; ГдеЧОА – чистые оборотные активы; ОА – оборотные активы; КФО – краткосрочные текущие финансовые обязательства.
- собственные оборотные активы. Характеризуют ту часть оборотных активов, которые сформированы за счет собственного капитала. Для расчета необходимо из величины чистых оборотных активов вычесть долгосрочный заемный капитал, направленный на формирование оборотных активов:
СОА = ЧОА – ДЗК; ИлиСОА= ОА – ДЗК – КФО; где СОА – сумма собственных оборотных активов предприятия;ДЗК – долгосрочный заемный капитал.
Если предприятие не использует долгосрочный заемный капитал для финансирования оборотных средств, то суммы собственных и чистых оборотных активов совпадают.
По характеру участия в операционном процессе:
- оборотные активы, обслуживающие производственный цикл: сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция;
- оборотные активы, обслуживающие финансовый цикл: денежные средства, дебиторская задолженность.
По периоду функционирования оборотных активов:
- постоянные оборотные активы. Представляет собой неизменную часть оборотных активов, которая не зависит от сезонных и других колебаний операционной деятельности, т.е. является неснижаемым минимумом оборотных активов для поддержания операционного цикла;
- переменные оборотные активы. Это варьирующая часть оборотных активов, которая связана с возрастанием производства и реализации продукции, необходимостью формирования запасов сезонного хранения, долгосрочного завоза, целевого назначения.
14. Методы управления оборотным капиталом организации.
Выделяют следующие основные методы управления оборотным капиталом:
аналитический метод;
коэффициентный метод;
метод прямого счета.
Аналитический метод предполагает определение потребности в оборотных средствах в размере их среднефактических остатков с учетом роста объемов производства. Чтобы не фиксировать недостатки прошлых периодов в организации оборотных средств, необходимо проанализировать фактические остатки производственных запасов в целях выявления ненужных, излишних, неликвидных, а также все стадии незавершенного производства для выявления резервов сокращения длительности производственного цикла, изучить причины накопления готовой продукции на складе и определить действительную потребность в оборотных средствах. При этом необходимо учесть конкретные условия работы предприятия в предыдущем году (например, изменение цен).
При коэффициентном методе запасы и затраты подразделяются на зависящие непосредственно от изменения объемов производства (сырье, материалы, затраты на незавершенное производство, готовая продукция на складе) и не зависящие от него (запасы, МБП, расходы будущих периодов). По первой группе потребность в оборотных средствах определяется исходя из размера в базисном году и темпов роста производства продукции в предсто

