1. Сущность финансов, их отличительные признаки.
финансы – это система денежных отношений, связанных с распределением ВВП, возникающая в процессе формирования и использования фондов денежных средств для осуществления экономических, соц. и политических задач.
Выделяют 3 группы подходов:
-исследует распределительный и перераспределительный характер финансовых отношений;
-отдает предпочтение воспроизводственной функции финансов, т.е. обеспечение воспроизводства на уровне государства, предприятий или населения;
-рассматривает финансы через финансовые ресурсы.
Как историческая категория, финансы возникли при возникновении государства. Сам термин "финансы" появился в 11 веке, имеет материальное происхождение, первоначально означал "денежная пеня".
К финансовым ресурсам относятся денежные и неденежные средства, которые используются органами власти для выполнения своих обязанностей: цен. бум, золотой запас страны.
Признаки финансов, как категории:
-денежный характер;
-безвозмездный и безвозвратный характер;
-принудительный характер отношений;
-распределительный характер;
-фондовый характер.
Как историческая категория финансы изначально связаны с распределением экономических благ общества с целью укрепления государства.
Финансовые отношения многообразны. К ним относятся: -отношения между предприятиями и государством(формирование бюдж. и внебюдж. фондов); -между населением и государством (налоги населения-НДФЛ, транспортный налог); -отношения между отдельными бюджетами; -между предприятием и вышестоящей организацией; -отношения внутри предприятия; -отношения между предприятиями.
Финансовые ресурсы - совокупность ден. ср-в и их эквивалентов, находящихся в распоряжении государства, предприятий и населения.
Источники финансовых ресурсов:
-на уровне государства(налоги,доходы от приватизации,от гос. предприятий, от внешнеэкономической деятельности, от выпуска гос. цен. бум.,эмиссия денег, гос. кредит);
-на уровне предприятия(прибыль,амортизация(погашение заимствований),потребительские кредиты,выпуск цен. бум.,дивиденды);
-на уровне населения(з/п, трансфертные платежи, прививки, путевки, надбавки, коммандировочные, доходы от предпринимательской деятельности, от использования личного имущества, социальные трансферты, кредит, операции на финансовых рынках).
2. Место и значение финансов в системе денежных отношений.
Финансовые решения характеризуются тем, что расходы и доходы:
1) разнесены во времени;
2) не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решения, ни кем-либо другим.
В историческом измерении деньги появились раньше финансов в результате перехода от натурального хозяйства к производству и обмену товарами.
Непосредственными предпосылками возникновения денег послужили:
-переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами;
-имущественное обособление производителей товаров — собственников изготовляемой продукции;
-наличие потребности в приобретении товаров, производимых другими производителями.
Место финансов в системе товарно-денежных отношений:
Финансы — это двойственная экономическая категория, продукт работы капитала, итог процесса и распределения дохода, начиная с природопользования. Именно финансы с применением бухгалтерской счетной системы придают стоимостную оценку всем компонентам создаваемых благ, включая природное вещество, приобщенное из природы в экономику, а также труд живой и труд машин. То есть «экономизация» природы вершится вторжением в нее, экспансией капитала, содержащим энергию интересов субъектов присвоения благ, направленность и дозированность которой в среде субъектов определяется финансами, и счетность которой определяется бухгалтерским учетом.
Двойственная природа финансов исходит из государственного устройства, из цели обеспечения благами всей государственной системы, и имеет плановую основу, обращена в будущее. То есть по отношению к деньгам — реальной сущности настоящего времени в жизни — финансы обладают первенством и являются «плановыми деньгами», предшествующими реальным; в то же время этими плановыми деньгами оценены долговые отношения всех субъектов экономики — по поводу создания и распределения дохода в обеспечение интересов предприятий — генераторов, государства и всего общества.
3) Функции финансов
-Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
-Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
-Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
-Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.
4) Контрольная функция финансов
Финансы обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы) отображать воспроизводственный процесс. Они способны сигнализировать о том, как складываются пропорции распределенного общественного продукта. Они могут сообщать о неполадках и отклонениях в непрерывности общественного воспроизводства, что позволяет контролировать, складывающиеся в обществе, стоимостные пропорции. Основа-движение финасовых ресурсов, т.к. они охватывают все сферы жизни, т.о. они являются универсальным орудием контроля со стороны общества за производством и использованием общественного продукта.
Контроль осуществляется как на уровне государства(создаются спец. фин-е органы),так и на уровне предприятия(осущ-ся через соблюдение договоров,штрафы(через "контроль рублем"). Контрольная и распределительная функции осуществляются одновременно.
5) Распределительная функция финансов
Основная фун-ия, т.к. финансы - особая сфера распределительных отношений. Через эту функцию осуществляется общественное назначение финансов, те обеспечение каждого субъекта хозяйствования, необходимыми ему, финансовыми ресурсами. Объекты - стоимость валового общественного продукта и часть национального богатства, принявшего денежную форму. Субъекты - юр. и физ. лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, по распределению которых формируются фонды денежных средств.
Финансы обслуживают разные этапы распределения общественного продукта. Они участвуют в первичном распределении и перераспределении. Распределение национального дохода осуществляется между производственной и непроизводственной сферой, внутри этих средств. Государство, при помощи фин-го механизма, изымает часть средств, полученных в 1 сферах и направляет их в др. сферы. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления: федеральный, региональный, местный. Финансы воздействуют на все стадии общественного воспроизводства: на производство; на накопление капитала; на сферу потребления. Т.о. осуществляются различные виды распределения: внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.
Распределительная ф-ия позволяет: создавать целевые фонды; осуществлять общественные потребности; осущ-ть распределение и перераспределение средств; создавать резервы.
6) Понятие финансовой системы страны.
Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.
В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.
В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:
централизованные финансы; децентрализованные финансы.
Децентрализованные финансы - форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. К децентрализованным финансам относят фонды денежных средств, которые формируются вне государственных и муниципальных финансов.
Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансов государства.
Содержание децентрализованных финансов раскрывают такие понятия как финансы предприятия, организаций, финансы домашних хозяйств.
К финансам предприятий относятся финансы предприятий как финансовой сферы (банки, страховые компании и др.), так и нефинансовой сферы (предприятия и организации различных сфер деятельности, как коммерческие, так и некоммерческие).
К финансам домашних хозяйств относят совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе свой жизнедеятельности.
Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:
Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности) Финансы домашних хозяйств, Государственные финансы, Муниципальные финансы
Первые две подсистемы относятся к сфере децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.
7) Финансовые ресурсы, источники их формирования и направления использования.
Финансовые ресурсы – часть денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и для выполнения государством своих целей. Объем и структура фин.рес. непосредственно связаны с уровнем развития производства: чем крупнее масштабы производства и выше его эффективность, тем больше размеры мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов. Основным толчком к увеличению финансовых ресурсов является рост и совершенствование производства. В формировании фин.рес участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта. Но основным источником является национальный доход. Все источники фин.рес можно условно разделить на внешние и внутренние. К внутренним относятся: ВОП и часть стоимости НБ страны (национального богатства) К внешним относятся: доходы от внешнеэкономической деятельности (v+m), созданные в других странах, и иногда еще НБ других стран.
Виды финансовых ресурсов:
Фин.рес, формируемым из внутренних источников:
Из постоянного капитала формируются следующие виды фин.рес.: Амортизационные отчисления, Излишки оборотных средств, Износ НМА, Затраты на ремонт,
Из заработной платы формируются следующие виды фин.рес.: Налоги в бюджет, Задолженность по зарплате, Оплата труда, Платежи во внебюджетные фонды, Средства, отправляемые на фин.рынок, направляемые на оплату товаров и услуг, Страховые платежи, Средства, направляемые на благотворительность, Средства, направляемые в банки в качестве вкладов.
В фин.рес. не попадают средства, которые хранятся дома у населения и не вовлечены в сферу предпринимательской деятельности.
Из прибавочной стоимости формируются следующие виды фин.рес.: Платежи из прибыли (налоги),Взносы в ВБФ ,Страховые взносы, Средства, поступающие на фин.рынок.
Из части НБ, вовлеченной в хозяйственный оборот, формируются следующие виды фин.рес.:Расходы на проведение военных действий, революций.
К фин.рес, формируемым из внешних источников: От внешнеэкономической деятельности, Инвестиции, Денежные переводы, Кредиты, Доходы от туризма, Средства страхования, Гуманитарная помощь, Доходы от внешней торговли.
Фин.рес, которые формируются из НБ других стран: Репарации, Дарение, Клад.
Основные направления использования финансовых ресурсов.
Можно выделить следующие основные направления использования финансовых ресурсов коммерческой организации:
- Капитальные вложения.
- Расширение оборотных фондов.
- Осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
- Уплата налогов.
- Размещение в ценные бумаги других эмитентов, банковские депозиты и другие активы.
- Распределение прибыли между собственниками организации.
- Стимулирование работников организации и поддержка членов их семей.
- Благотворительные цели.
Факторы, влияющие на размер финансовых ресурсов: Общий объем прибыли, который зависит от объема производства и реализации продукции, уровня цен, объема издержек, структурных сдвигов в выпуске продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ.
Сумм налогов, которая зависит от уровня ставок, объема облагаемого товарооборота, уровня налоговых льгот, соблюдения налоговой дисциплины
Размер амортизационного фонда, который зависит от объема ввода и вывода Основных фондов, их балансовой стоимости, нормы амортизации, структурных сдвигов в составе Основных фондов; Рациональность использования НБ.
8) Использование финансов для регулирования экономики.
Регулирование экономики происходит, прежде всего, посредством саморегулирования. Оно характеризуется такими методами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатывают и используют сами участники производства. Саморегулирование базируется на свободе субъектов хозяйствования, в выборе ими своих партнеров и форм взаимоотношений с ними, самостоятельном распоряжении продуктами своей деятельности и т.п. Но такая свобода в методах формирования финансовой базы не безгранична. Она регулируется деятельностью различных организационных структур, способствующих установлению цивилизованных взаимоотношений между всеми участниками воспроизводственного процесса.
Саморегулирование обеспечивается функционированием финансового рынка. Именно рынок служит гибкости и эластичности экономики. Благодаря нему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства. Однако в некоторых случаях рыночный механизм оказывается бессильным. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики.
В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятий, страхование, государственный бюджет и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает различный характер их воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственного бюджета - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций. Широкое использование финансов в процессах регулирования экономики создает необходимые предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.
Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе установления оптимального соотношении между средствами, направляемыми на потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы.
Бюджетное финансирование
Оно может способствовать ускоренному развитию отдельных отраслей экономики, создавать предпосылки для появления новых производств и современник технологий, ускорения научно-технического прогресса, обеспечивать условия для развития инфраструктурных отраслей и т.п.
Одна из важных задач современного этапа развития экономики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости - финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой. Следует добиваться более полного и правильного использования каждого из них. Эта задача обусловлена тем, что в нынешнем применении стоимостных рычагов регулирования экономики есть много проблем, которые ждут решения.
Разграничение сфер функционирования разных стоимостных регуляторов, усиление их взаимодействия позволит активнее использовать финансы.
9) Финансовый рынок, понятие и структура.
Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Финансовый рынок, таким образом, предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями л продавцами финансовых ресурсов.
Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. На денежном рынке осуществляются операции по предоставлению и заимствованию свободных денежных средств предприятий и населения на короткий срок. На рынке капиталов производится заимствование средств на длительные сроки. Различия определяются назначением заемных средств. Денежный рынок обслуживает сферу обращения, капитал функционирует на нем как средство обращения и платежа, что определяет типы финансовых инструментов на этом рынке. Рынок капиталов обслуживает процесс расширенного воспроизводства: капитал функционирует как самовозрастающая стоимость.
Процессу накопления денежного капитала предшествует этап его производства. Когда денежный капитал создан и еще находится в сфере производства, он представляет собой чистый денежный капитал. Его передача в другие сферы хозяйства означает принятие им формы ссудного капитала. Рынок ссудных капиталов (как часть рынка капиталов) способен объединить мелкие разрозненные денежные средства, которые сами по себе не могут действовать как денежный капитал. Объединение их в крупные суммы позволяет рынку играть большую роль в процессах концентрации и централизации производства и капитала.
10) Финансовая политика государства: понятие, содержание, виды.
Финансовая политика - совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов, направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.
Содержание финансовой политики определяется: - соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепций, регулирующей роли государства в области финансов.
- разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу.
- осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.
Как правило, в составе финансовой политики выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:- источников формирования доходов государственного бюджета; - структуры расходной части бюджета; - сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней; - доли федерального бюджета из совокупной суммы консолидированного бюджета; - задач управления государственным долгом; - дефицита или профицита бюджета; В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность:
- налоговая политика, которая направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.
- таможенная политика, которая представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны. - инвестиционная политика; - политика управления государственным долгом; - политика бюджетного федерализма.
В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают:
- денежная политика - обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты; - кредитная политика - обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы); - финансовая политика на рынке ценных бумаг - управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курс покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансировании,
- ценовая политика - регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур - монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны - недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.
Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.
11) Финансовый механизм: понятие, структура, характеристика элементов.
Финансовый механизм является важной составной частью финансовой политики, при помощи которой происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов, государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм - наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решениями различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.
Различают директивный и регулирующий финансовый механизм. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.
Структура финансового механизма:
1.Финансовые методы (инвестирование, страхование, кредитование);
2.Финансовые рычаги (прибыль, процентные ставки, виды кредита, финансовые санкции и др.);
3.Правовое обеспечение (Законы, Указы Президента, постановления, приказы);
4.Нормативное обеспечение (инструкции, методические указания);
.Информационное обеспечение (экономическая, коммерческая, финансовая информация).
12) Особенности современной финансовой политики РФ.
В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.
К основные направлениям (задачам) финансовой политики Росси на современном этапе можно отнести следующее: - устойчивый профицит федерального бюджета или сохранение сбалансированности федерального бюджета; - снижение государственного долга; - стабилизация национальной валюты и снижение темпов инфляции; - развитие банковского сектора, в первую очередь, в части совершенствования законодательной базы функционирования банковской системы; - переход к среднесрочному планированию; - продолжение налоговой реформы и реформы межбюджетных отношений (снижение налоговой нагрузки и расширение налоговой базы, внесение целого ряда поправок в Бюджетный кодекс РФ, совершенствование схем разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы).
Известно, что развитие экономики страны зависит от качества налоговой системы. В последние годы в направлении ее совершенствования сделано немало - сформирована налоговая система, включающая 15 налогов и сборов, и четыре специальных налоговых режима, уже шесть лет действует первая часть Налогового кодекса РФ, из 19 глав второй части Кодекса - принято 17 по основным налогам, введена плоская шкала налога на доходы физических лиц.Бюджет России по-прежнему чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, в связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе Федерального бюджета РФ, с целью повышения устойчивости экономики, федерального бюджета к воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры.
Стабильность налогового законодательства - основное условие привлечения инвестиций в экономику. Требует пересмотра и упрощенная система налогообложения малого бизнеса, резко снизившая налоговую нагрузку, но не обеспечивавшая рост количества малых предприятий. Учитывая сложность принятия изменений в Налоговый кодекс РФ, завершение налоговой реформы потребует немало времени.
13) Управление финансами: понятие, характеристика элементов.
Этот процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы невозможен без организации системы управления.
Управление - целенаправленное формирование к-л деятельности или целенаправленное воздействие субъекта управления на объект.
Объект - различные виды финансовых отношений. Субъект-спец. службы, органы, подразделения, которые называются финансовым аппаратом, который осуществляет управление финансами.
Методы: -косвенные(цель: создать условия для существования звеньев финансовой системы. 1.формирование конкурентной среды; 2ограничение монополии; 3регулирование цен естественных монополистов; 4защита контрактных отношений между субъектами рынка; 5проведение эффективной таможенной политики; 6развитие страхования и страховых рисков; 7развитие рынка капиталов.
-Прямые(1лицензирование(получение субъектом допуска на рынок); 2получение квот на производство товаров; 3установление предельных цен по некоторой номенклатуре товаров; 4финансовое датирование и субсидирование производства; 5применение государственной монополии и акцизного налогообложения; 6социальные гарантии и финансовая защита населения; 7применение налоговых льгот и финансовых санкций к нарушителю).
Инструменты управления финансами: -финансовое планирование; -фин-й контроль; -анализ; -информация; -организация финансов.
Цели управления: -достижение относительного баланса экон-х интересов гос-ва, населения, предприятий; -сбалансированность бюджета; -устойчивость национальной валюты; -улучшение уровня жизни населения; -достижение темпов экономического роста.
14) Министерство финансов РФ: структура, задачи, функции.
Особую роль в функционировании государственных финансов играет Министерство финансов Российской Федерации. Это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в Российской Федерации и координирующий деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти. Минфин России имеет территориальные органы.
К основным задачам Министерства финансов РФ относятся:
- совершенствование бюджетной системы и развитие бюджетного федерализма;
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ; - концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития;
- разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения федерального бюджета;
-составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
- разработка программ государственных заимствований и их реализация от имени Российской Федерации; управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;
- участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
- разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
15) Органы Федерального казначейства: структура, задачи, функции.
Система органов федерального казначейства представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой и иерархической организации, где каждый уровень (федеральный, региональный и локальный) имеет свои задачи, функции и специфику.
К федеральному уровню относится: Главное Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ. Оно является органом управления всей казначейской системой и ему подчинены все нижестоящие территориальные органы казначейства.
К региональному уровню относятся территориальные управления федерального казначейства, входящие в состав РФ республик, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Локальный уровень охватывает отделения федерального казначейства городов республиканского, краевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городах республиканского, краевого и областного подчинения (за исключением городов районного подчинения).
Органы казначейства имеют статус самостоятельной федеральной службы, являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов и текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций и печать со своим наименованием. Казначейство подчиняет… Продолжение »