- 1. Определение аудита. Понятие аудиторской деятельности. Принципы аудита.
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов
Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
Аудиторская деятельность включает:
- проверка бухгалтерской отчетности
- оказание сопутствующих аудиторских услуг
- оказание прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Принципы аудита:
1) независимость;
2) честность, объективность, добросовестность;
3) профессиональная компетентность;
4) конфиденциальность;
5) профессионализм поведения.
-Независимость предполагает свободу аудитора от влияния, давления, контроля, как со стороны проверяемого субъекта, так и со стороны любых третьих лиц.
-Объективность предполагает беспристрастность аудитора при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов, заключений. Честность аудитора заключается в приверженности профессиональному долгу, добросовестность – в выполнении аудитором своих профессиональных услуг с должной тщательностью, усердием, вниманием
- Профессиональная компетентность. Аудитор должен быть профессионально подготовлен лучше, чем главный бухгалтер, составляющий отчетность проверяемой организации. Аудитор должен обладать достаточным объемом знаний, умением квалифицированно применять эти знания при рассмотрении конкретных ситуации
- Профессионализм поведения –аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии, воздерживаться от совершения поступков, способных подорвать доверие и уважение к аудитору, доверие и уважение к аудиторской профессии.
Виды сопутствующих процедур: 1.(правило №30) выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации Проведение согласованных процедур заключается в проведении процедур аудиторского характера, согласованных между аудитором, Объектом проведения согласованных процедур — хозяйствующим субъектом и заказчиком — третьей стороной, заключившей договор оказания сопутствующих аудиту услуг. 2. (правило №31) компиляция финансовой информации Компиляция фин.инфо. предполагает составление отчетности, но может также включать сбор, классификацию, обобщение фин.инфо. и ее возможную трансформацию 3.(правило №33) обзорная проверка бухгалтерской отчетности Обзорная проверка – совокупность обзорных процедур с целью подтверждения того, что инфо., подлежащая проверке не содержит существенных искажений. В ходе обзорной проверки применяются аналитические процедуры и запросы – подтверждения. По результатам компиляции и согласованных процедур пишется отчет, а по результатам обзорной проверки – отчет и аудиторское заключение.
|
- 3. Федеральный Закон № 307 «Об аудиторской деятельности».
Работа внутреннего аудита регулируется федеральным стандартом №29 “Рассмотрение работы внутреннего аудита”. Согласно этому стандарту, внутренний аудит – контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита.
Внутренний аудит может осуществляться одним аудитором или целым отделом.
1) Отдел внутреннего аудита подчиняется руководству предприятия
2) Затраты на содержание отдела должны быть меньше приносимых им выгод
Подразделение внутреннего аудита должно обладать правом:
-запрашивать от руководства документы и информацию об интересующих операциях
-давать рекомендации, в т.ч. по увеличению эффективности управления
-представлять рекомендации руководству и собственнику о наложении взысканий на лиц, совершивших противоправные действия.
Функции внутреннего аудита определяет руководство предприятия
План деятельности внутреннего аудита включает:
1) Выявление и оценка рисков систем управления и контроля + разработка рекомендация по их снижению
2) Оценка достоверности и логической завершенности всей финансовой информации
3) Проверка сохранности активов
4) Проверка правильности договоров на экономическую и правовую обоснованность
5) Проверка наличия и состояния имущества + правильность его оценки
6) Оценка эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов
7) Проверка действующего порядка ценообразования
8) Проверка расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды
9) Проверка достоверности учета затрат на производство, выручки от реализации продукции
10) Правильность формирования финансовых результатов
11) Выдача рекомендаций по улучшению системы контроля бух. учета, по повышению эффективности производства, изменению структуры производства и видов производимой продукции.
Внешний аудитор должен оценить работу внутреннего аудитора. Для этого ему следует рассмотреть:
- Организационный статус службы (кому подчиняется, кого включает)
- Функции отдела
- Профессиональную компетентность сотрудников
- Должную профессиональную добросовестность
Если внешний аудитор решит использовать работу внутреннего, то ему следует ознакомиться с рабочими документами.
При планировании использования работ внутреннего аудитора, внешнему следует разработать план совместной деятельности:
-определить порядок взаимодействия с сотрудниками внутреннего аудита
-согласовать сроки проведения работ
-установить уровень существенности
-объем и методы выборочной проверки
-порядок документного оформления работ, выполненных внутренним аудитором.
Внутренний аудитор должен:
-иметь углубленные знания о своем предприятии и бизнесе
-должен знать все нормативные документы
-информацию о компьютеризации учета
-уметь определять эффективность работы бухгалтерии
Внутренний аудитор несет ответственность только перед руководством предприятия.
Отчеты внутреннего аудитора:
-плановые
-внеплановые
-формализованные (по регламенту)
-неформализованные (срочная проверка)
Этапы создания службы внутреннего аудита:
1) Разработка положения об отделе внутреннего аудита с отделением прав и обязанностей всех работников, целей работы, задач отдела, организационной структуры и подотчетности
2) Разработка стратегического плана, целью которого является рассмотрение проектов бизнеса
3) Определение возможностей профессионального обучения работников отдела внутреннего аудита
4) Разработка первичного плана аудиторов конкретных областей и трудозатрат
5) Определение потребностей в штате с учетом опыта, квалификации сотрудников и необходимых технических навыков
6) Разработка структуры отчетности, отвечающей потребностям основных групп клиентов
7) Разработка внутрифирменных стандартов, касающихся объективности, независимости, объема работ, методах проверки и руководства отдела внутреннего аудита
8) Разработка административных процедур, которые бы определяли бюджет, отчетность, штат, возможность переподготовки персонала и оценку работы отдела
- 4. Стандарты аудита: международные и национальные(ФСАД и ФПСАД)
- 5. Этика аудита: Кодекс этики аудиторов России; цели и общественный характер аудиторской профессии; фундаментальные моральные принципы; угрозы нарушения фундаментальных моральных принципов; правила поведения аудиторов.
|
- Внутренний аудит: порядок оценки работы внутреннего аудита; компетентность и ответственность внутреннего аудитора; отчетность внутреннего аудитора (в т.ч. ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 29 РАССМОТРЕНИЕ РАБОТЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА)
- Аудиторский риск (ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 8 ПОНИМАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИРУЕМОГО ЛИЦА, СРЕДЫ, В КОТОРОЙ ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ, И ОЦЕНКА РИСКОВ СУЩЕСТВЕННОГО ИСКАЖЕНИЯ АУДИРУЕМОЙ ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ)
Аудиторский риск – это риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в бух. отчетности содержатся серьезные искажения.
Аудиторский риск 5% - 5 из 100 заключений содержат неверные выводы по спорным вопросам, следовательно гарантия надежности 95%
Аудиторский риск включает:
-неотъемлемый риск
-риск средств контроля
-риск не обнаружения
АР=НР*РК*РН
АР – совокупный аудиторский риск
НА – неотъемлемый риск
РК – риск средств контроля
Неотъемлемый риск – подверженность остатка средств на счетах или группы однотипных операций существенным искажениям. Этот риски присущ бизнесу и учету клиента (риск клиента и бухгалтерии)
На уровень аудиторского риска оказывают влияние факторы:
1) Условия и методы ведения производства
1.1) жесткая конкуренция
1.2) быстрое изменение в технологии производства
1.3) изменение рынка сбыта и спроса клиента (создание неучтенных резервов)
1.4) общее состояние отрасли или количество банкротств
1.5) рационализация
1.6) быстрое изменение в законодательстве, за которым не успевает отследить бухгалтер
1.7) законодательные ограничения по политическим причинам
2) Месторасположение
2.1) политическая нестабильность
2.2) осуществление больших объемов реализации в районах с нестабильной экономической ситуацией
2.3) транспортные проблемы
3) Штат и организация бизнеса
3.1) доминирующая роль президента и эффективность деятельности совета директоров
3.2) переоценка руководством деятельности внутреннего контроля
3.3) личные проблемы финансового характера и президента фирмы
3.4) частые споры в отношении между руководством и акционерами
3.5) невысокий квалификационный уровень руководства и персонала
3.6) слишком оптимистичный прогноз на будущее
3.7) слишком большая децентрализация руководства
3.8) нехватка персонала
3.9) слишком большая ротация кадров на ключевых финансовых позициях (пр. финансовый директор)
3.10) частая смена аудиторов или юристов
3.11) найм новых работников, плохо знакомых со спецификой производства
3.12) мошенничество и злоупотребления
3.13) наличие операций, носящих существенный характер или по которым возникают конфликты
3.14) необычно высокая оплата за аудиторские услуги
3.15) сложность получения аудиторских доказательств по причинам:
-наличие необычных или необъяснимых операций
-неполнота документов или отсутствие на них санкций руководства
-исправление документов
-Непредвиденные аудиторские проблемы:
а) давление со стороны клиента на быстрое завершение проверки
б) неблагоприятные условия работы
в) неожиданные отсрочки
г) нереалистичные ответы руководства на запросы аудитора
д) крупные, необычные сделки по реализации продукции
3.16) необычное ведение операций
3.17) распродажа продукции по демпингу за границей
3.18) ориентация на поглощение других фирм
3.19) большой удельный вес операций с дочерними фирмами
3.20) зависимость вознаграждения руководства от финансовых показателей деятельности
3.21) плохая репутация руководства
3.22) наличие нефункционирующих филиалов
4) Доходы и планы
4.1 снижение количества и качества реализуемой продукции
4.2 зависимость от производства одного или нескольких продуктов
4.3 недостаточная маркетинговая политика
4.4 недостаточное использование производственных мощностей
4.5 нереальные цели развития производства
4.6 медленная замена устаревшего оборудования
5) Имущество
-значительное снижение стоимости имущества и его недостаточная сохранность (воровство)
6) Ликвидность и финансирование
-неадекватный денежный поток
-недостаток оборотного капитала
-недостаточная гибкость в привлечении заемных средств
-нехватка акционерного капитала и проблемы с его привлечением
7) Неожиданные убытки, возникающие:
-по договорам на покупку и реализацию,
-по гарантии третьим лицам,
-по договорам аренды,
-по операциям с иностранными партнерами,
-по форс-мажорным природным обстоятельствам
Факторы, сопутствующие появлению неотъемлемого риска:
- Отдельные счета бух. учета, для которых характерны явления непреднамеренных искажений (возможность манипулировать данными),
-необычные суммы сальдо по счетам,
-исправление документов для сокрытия фактов мошенничества,
-злоупотребление,
-занижение финансового результата.
- Отдельные счета учета, для которых характерно появление искажений вследствие высокой вероятности использования для совершения злоупотребления,
-отсутствие логической причины для совершения операции,
-противоречие между формой и содержанием сделки,
-отличный от обычного порядок оформления сделок,
-неоправданная установка приоритетов,
-отсутствие оправдательных документов, наличие операций, в которых лично заинтересовано руководство
- Подверженность активов потерям или незаконному присвоению
- Сложность учетных операций, требующая высокой квалификации экспертов
- Наличие хозяйственных операций с повышающими риск обстоятельствами
- Наличие хозяйственных операций, порядок которых неоднозначно трактуется законодательством
- Наличие редких и необычных хозяйственных операций, которые носят не систематический характер
- Завершение необычных и сложных операций к концу отчетного периода
- Операции, которые не подвергаются процедуре обычной обработки
Основные источники информации, оказывающие влияние на уровень неотъемлемого риска:
-официальные публикации
-статистические данные
-нормативные и законодательные акты, регулирующие деятельность клиента
- результаты посещения семинаров, конференций
-разъяснения и подтверждения, полученные от персонала клиента
-запросы третьим лицам
-консультации с аудиторами прошлых лет
-учредительные документы, протоколы собраний советов директоров и собраний акционеров
-осмотр цехов, складов, служб клиента + опрос персонала
-идентификация филиалов и структурных подразделений
-результаты работы с экспертами
-знакомство с реестром акционеров
-использование знаний предыдущих аудиторов + материалы налоговых проверок и судебных процессов
Основные методы сбора информации:
-изучение деятельности клиента
-анализ региональных особенностей
-отраслевые особенности
-знакомство с организациями и отраслями производства
-сбор инфо. о персонале клиента и об ассортименте выпускаемой продукции
-сбор инфо. о структуре капитала, поставщиках, покупателях, маркетинговой политике
-анализ деятельности клиентов на рынке ценных бумаг
-сбор инфо. о юридических и финансовых обязательствах организации перед клиентом
Риск средств контроля
это риск того, что искажения в бух. отчетности клиента не было обнаружено системой внутреннего контроля (СВК) клиента или таковая отсутствует на предприятии.
Цели разработки эффективной системы внутреннего контроля:
-обеспечение сохранности имущества и документов фирмы
-получение надежной информации, необходимой для управления предприятием
-повышение эффективности производства
-соблюдение требований законодательных актов и положений учетной политики
Внешний аудитор, проверяя работу СВК должен установить:
-ответственность администрации за организацию и функционирование внутреннего контроля
-получение достаточно уверенности в объективности и достоверности бух. отчетности
-оценка наличия существенных ограничений
-метод обработки инфо. (вручную или на ПК)
Риск необнаружения
риск того, что аудиторские процедуры не позволят обнаружить значительных ошибок, допущенных бухгалтерией клиента и пропущенных внутренним контролем клиента.
Риск необнаружения делится на аналитический риск и риск при выборке.
Аналитический риск – опасность пропуска аудитором существенных ошибок при проведении процедур анализа. Аналитический риск может быть связан с причинами:
-использование аудитором недостоверной информации
-ошибки при расчете аналитических коэффициентов
-сравнение несопоставимых данных
-неправильное применение аналитических процедур аудитором
Риск при выборке – риск пропуска аудитором существенных ошибок при выборочной проверке операций, связанных с причинами:
-применение выборочного метода вместо сплошного
-установление неверного размера допустимой ошибки выбора
-использование в выборочной совокупности несопоставимых данных
- Существенность в аудите: понятие, способы установления (ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) №4 СУЩЕСТВЕННОСТЬ В АУДИТЕ)
Информация от отдельных активах, доходах, расходах, хозяйственных операциях, обязательствах, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономическое решение пользователей, принятые на основе бух. отчетности.
Существенность зависит от величины показателя финансовой отчетности.
Аудиторы используют уровень существенности:
1.Как основу для планирования проверки
2.Как основу для оценки всех собранных аудитором сведений
3.Как основу для принятия решения о виде аудиторского доказательства
Аудитор устанавливает уровень существенности и может вносить в него корректировки:
-на этапе планирования при определении характера, сроков и объема аудиторских процедур
-в ходе выполнения конкретных процедур проверки
-на этапе завершения проверки для формирования аудиторского заключения
Вероятность обнаружения аудитором существенной ошибки зависит от:
-принятой на предприятии учетной политики
-соответствия учетной политики требованиям учредительных документов
-оценка вероятности наличия существенной ошибки
-ограничение по времени и стоимости проверки
-ожидание клиента, что аудитор обнаружит ошибку
-степень независимости аудитора
-его добросовестность
-доверие аудитора системе внутреннего контроля клиента
Система расчета уровня существенности должна быть документально оформлена и отражена решением исполнительного органа аудиторской фирмы. Основанием для изменения уровня существенности могут являться:
-изменения в законодательстве в области учета и налогообложения, затрагивающие порядок определения статей баланса и базовых показателей отчетности
-изменения в области аудита, устанавливающие требования и методы определения уровня существенности
-изменение специализации аудиторской организации
-значительное изменение состава экономических субъектов, подлежащих аудиту с точки зрения их принадлежности к другим отраслям производства или другим видам деятельности
-смена руководства аудиторской организации
Чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск.
Уровень существенности - это предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой отчетность с большой степенью вероятности перестает быть достоверной, то чем больше значение предельной ошибки, тем меньше уровень существенности, и наоборот. Например, мы устанавливаем два значения предельной ошибки по отношению к себестоимости продукции, равной 1 000 000 руб. : 5 и 10%.
В первом случае значение предельно допустимой ошибки составит 5% = 50 000 руб.; во втором случае 10% = 100 000 руб. В первом случае ошибка в 60 000 руб. будет существенной, во втором - несущественной. Следовательно, уровень существенности 5% больше, чем уровень 10%
- Аналитические процедуры в аудите (ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 20 АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ)
- Отбор клиентов аудиторскими организациями. Выбор аудиторских организаций экономическими субъектами
- Подготовительный этап аудиторской проверки. Схема подготовительного этапа аудиторской проверки. Преддоговорное согласование условий аудита.
Подготовительный этап включает:
- Преддоговорное согласование условий и ограничений аудита.
1.1 Переговоры с клиентом
1.2 Предварительная оценка аудиторского риска
1.3 Составление письма о проведении аудита
- Предварительное планирование
2.1 Понимание деятельности организации клиента
2.2 Определенных обстоятельств способных повлиять на жизнедеятельность клиента
2.3 Ознакомление с организацией и введением учета
2.4 Ознакомление и функционирование внутреннего аудита
2.5 Определенные вероятности оказании сопутствующих услуг
2.6 Определение необходимого состава и квалификационного уровня спец-ов и сроков работы
2.7 Согласование с организацией клиента организационных вопросов сопутствующих услуг и условий договора
2.8 Составление договора на аудиторскую проверку
Переговоры с клиентом
Порядок согласования условий проведения аудита с аудиторским лицом регламентируется с ФПСАД №12 “Согласования условия проведения аудита”.
Отношение аудиторской фирмы и потенциального клиента складывается следующим образом:
-Клиент сам находит аудитора и просит провести проверку.
-Аудитор предлагает свои услуги клиенту и тот соглашается на его услуги.
-Несколько аудиторов предлагает свою проверку, услуги и клиент создает конкурс предложений.
В процессе переговоров могут приниматься 3 подхода:
- Мягкий. Предполагает готовить аудит, фирмы пойти на серьезные услуги ради достижения соглашения
- Жесткий. Предполагает, что та из сторон которая настаивает на своих условиях получает наиболее выгодное условие
- Принципиальный или компромиссный. Предполагает, что обе стороны стремятся найти взаимно выгоду там где это возможно
В процессе переговоров аудиторская фирма должна решать следующие задачи.
1. Понять интересы и потребности клиента, его текущие и долгосрочные планы и намерения.
2. Составит общее представление о ключевых признаках предприятия.
- Краткая характеристика, организационно-правовой статус, отраслевая принадлежность, основы виды деятельности. Организационная структура предприятия и бухгалтерии. Количество прошлых и аудиторских проверок и аудиторских фирм. Контрольные, ревизионные органы, финансовые результаты года.
3. Выяснить понимание клиента цели и содержание проверки и ответственности сторон.
4. Идентифицировать потребности клиента
5. Определить платежеспособности клиента
6. Дать предварительную оценку риска
7. Провести предварительную оценку ресурсных возможностей аудиторской фирмы
8. Определить соответствие между профессиональным уровнем услуг требуемых от аудиторской фирмы и её возможностями
9. Выработать взаимно принимаемые решения о сотрудничестве
Особое внимание при проведении переговоров следует обратить на идентификацию потребности клиента. Помимо проведения обычного аудита (проверка бух. отчетности) аудитор может получать специальные аудиторские задания:
- Проверка отдельных статей буг. Отчетности
- Юридические и экономические экспертизы договоров
- Специальное задание аудитору бух. отчетности составление в соответствии с принципами МСФО
- Аудиту отчета подготовленного за ряд смежных лет
- Аудиторское задание, полученное от гос-ых органов.
- При проведении переговоров представитель аудиторской фирмы также должен установит возможность ознакомление с отчетностью клиента до подписания договора на проверку.
- Определить наличие вопросов требующих специальных знаний или привлечений специалистов
- Идентифицировать факты и потенциальные угрозы нормального продолжению бизнеса клиента. Гарантии 3-им лицам и судебные разбирательства с непредсказуемым исходом т.е. посмотреть какова вероятность, что фирма продолжит свою работу.
Предварительная оценка риска.
На данном этапе при оценке рисков аудиторская фирма должна исходить из:
- Страховой суммой по договору страхования
- Необходимости методической и информационной увязки вопросов. Определения общего значения приемлемого аудиторского риска и страхования. Сумма по договору страхования ответственность аудиторской фирмы.
- Стоимость оборотных средств фирмы
- Аналитических данных маркетинговой службы от уровни внутреннего риска по интересующей отрасли
- Данных о рисках имеющих в аудиторских документах по прошлой проверке.
- Среднего значения показателя принимаемого фирмой при установлении базового уровня существенности
- Определение приемлемого входит в компетенцию
- Подготовительный этап аудиторской проверки. Письмо о согласии на проведение аудита и договор (ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) № 12 СОГЛАСОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА)\
Подготовительный этап включает:
- Преддоговорное согласование условий и ограничений аудита.
1.1 Переговоры с клиентом
1.2 Предварительная оценка аудиторского риска
1.3 Составление письма о проведении аудита
- Предварительное планирование
2.1 Понимание деятельности организации клиента
2.2 Определенных обстоятельств способных повлиять на жизнедеятельность клиента
2.3 Ознакомление с организацией и введением учета
2.4 Ознакомление и функционирование внутреннего аудита
2.5 Определенные вероятности оказании сопутствующих услуг
2.6 Определение необходимого состава и квалификационного уровня спец-ов и сроков работы
2.7 Согласование с организацией клиента организационных вопросов сопутствующих услуг и условий договора
2.8 Составление договора на аудиторскую проверку
Составление письма проведение аудита
Письмо проведение о аудите – это документ направляемое аудитору предполагаемое аудиторское лицу и подписываемым руководством аудиторского лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита.
Письмо по проведению аудита предназначено для посменного подтверждения сторонами достигаемых на переговорах и понимания взаимных обязательств и ответственности по предстоящей проверке
Письмо направленное исполнительному органу клиента до заключения договора оказания аудиторских услуг во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора.
Если аудитор головной организации является также аудитором дочерних организаций то при решений о направленных отдельного письма о проведении аудита следует учесть следующие обстоятельства:
- Порядок назначения аудитора дочерних организациях
- Необходимость составления отдельного аудиторского заключения
- Требования законодательства РФ
- Объем работы выполнения другими аудиторами
- Доля собственности материальной компаниями
- Степень независимости руководства дочерней организации от головной.
При повторном аудите новое письмо о проведении аудита составляется только в следующих случаях:
- Наличие фактов неправильного понимание клиента цели и объема аудита
- Пересмотр и согласование особых условий аудиторского задания
- Кадровых изменений в высшем руководстве или в структуре клиентов, состава директоров
- Изменении в структуре собственности организации клиента
- Значительных изменений в характеристике или в масштабе деятельности организации клиентов
- Изменение требований законодательства РФ
В случае если клиент до завершения выполнения аудиторского задания обратиться к аудитору с просьбой об изменении его условий на условия имеющие своим результатом более низкий уровень уверенности достоверности бух. отчетности, то аудитор должен рассмотреть целесообразность такого изменения. Аудитор принимает решения о согласовании с клиентом возможности изменения задания аудиторского и информации руководства клиента о том, что дополнительно сообщит о изменении условия задания собственником фирмы клиента.