№ | Критерии сравнения | Финансовый учет | Управленческий учет |
1. | Пользователи информации | Внешние (акционеры, инвесторы, кредиторы и т.п.) | Внутренние (менеджеры, ответственные работники) |
2. | Цель ведения учета | Составление финансовых отчетов для внешних пользователей | Обеспечение внутреннего управления, планирования и контроля |
3. | Обязательность ведения учета | Обязателен для всех предприятий | По желанию руководства |
| Источники информации | Первичные документы, нормативные акты | Любая полезная информация (вкл маркетинговые исследования, экспертные оценки и т.п.) |
5. | Учетные измерители | Национальные денежные единицы | Могут использоваться иностранные денежные единицы, натуральные единицы (штуки, часы и т.п.) |
6. | Принципы учета | Базируются на общепринятых стандартах | Определяются руководством из соображений полезности и удобс i |
| Форма представления отчетов | Соответствует общепринятым стандартам | Определяется руководством из соображений полезности и удобства |
8. | Периодичность представления отчетов | Устанавливается законом | Устанавливается руководством (как правило, раз в месяц или чаще) |
9. | Привязка во времени | Отражает результаты уже свершившихся операций | Помимо "исторической" информации содержит оценки и планы на будущее |
10. | Конфиденциальность | Финансовые отчеты открыто |_ публикуются | Информация как правило является .коммерческой тайной |
11. | Достоверность | В ряде случаев подлежит обязательной аудиторской проверке | Требования к точности могут быть ослаблены в пользу оперативности |
12. | Масштабы учета | Финансовые отчеты составляются по предприятию в целом (могут выделяться крупные сегменты) | Отчеты могут составляться по цехам, участкам, отделам (с необходимой степенью детализации) |
3. Бухгалтер-аналитик и его роль в управлении |
Бухгалтеры, наделенные управленческими функциями, называются бухгалтерами - аналитиками (бухгалтерами - менеджерами).
Бухгалтер-аналитик выполняет следующие основные функции е сфере управления:
- Планирование. Бухгалтер - аналитик участвует в разработке бюджетов предприятия, которые сводятся им в общий (генеральный) бюджет, который представляется на утверждение руководству. При этом, опираясь на данные анализа прошлой и текущей деятельн предприятия, он может рекомендовать для производства наиболее рентабельные виды продук (работ, услуг), вносить предложения по капитальным вложениям, определять оптимальные цены.
- Контроль. По истечении отчетного периода бухгалтер - аналитик сопоставляет запланированные и достигнутые результаты. Выявляются отклонения и анализируются их причины. Это позволяет объективно оценить работу менеджеров и проинформировать руководство о наличии сильных и слабых мест в работе предприятия.
- Стимулирование. Бюджеты и отчеты бухгалтера - аналитика об их исполнении стимулируют деятельность персонала предприятия, вызывают стремление к достижению плановых показателей
Таким образом, бухгалтер - аналитик, во-первых, несет ответственность перед руководством за реальность бухгалтерских отчетов подразделений, во-вторых, оказывает помошь менеджерам в планировании и подведении итогов их работы. Поэтому он должен сочетать независимость и объективность с искренним желанием помочь менеджерам в управлении предприятием
1. Понятие, задачи и принципы управленческого учета
Управленческий учет - это часть системы бухгалтерского учета на предприятии, ориентированная на внутренних пользователей (менеджеров). Информация, предоставляемая управленческим учетом, используется для управления, планирования и контроля за деятельностью организации.
Основные задачи управленческого учета:
- Учет и классификация затрат (для принятия управленческих решений, калькуляции себестоимости и для других целей).
- Обеспечение информацией руководства для принятия решений (в т.ч. анализ затрат и прибыли в разрезе видов продукции (работ, услуг), оптимизация ассортимента выпускаемой продукции (работ, услуг), расчет оптимальных цен).
- Калькуляция себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг).
- Контроль за соблюдением установленных нормативов (в т.ч. нормативов затрат), анализ отклонений и их причин.
) Краткосрочное и долгосрочное планирование (составление бюджетов). 6. Оценка деятельности подразделений, аппарата управления и отдельных сотрудников внутри организации (на основе сопоставления планируемых показателей с фактически достигнутыми).
В отличие от финансового учета, управленческий учет не имеет жестко установленной системы принципов, однако для того, чтобы предоставляемая системой управленческого учета информация могла эффективно использоваться для целей управления, планирования и контроля, она должна удовлетворять следующим требованиям:
- Адресность. Информация должна предоставляться конкретным адресатам в соответствии с их потребностями и уровнем их подготовленности.
- Оперативность. Информация должна предоставляться в сроки, дающие возможность вовремя принять эффективное хозяйственное решение.
- Достаточность. Информация должна предоставляться в достаточном объеме для принятия на соответствующем уровне управленческого решения В то же время она не должна быть избыточной и отвлекать внимание ее потребителя на несущественные или не относящиеся к делу сведения.
- Аналитичность. Информация должна содержать данные оперативного анализа или предполагать возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратами времени.
- Инициативность. Менеджерам должна предоставляться возможность формулировать свои предложения и направлять их на рассмотрение вышестоящего звена.
Управленческий учет (Managerial Accounting) |
Финансовый учет (Financial Accounting) |
- Экономичность. Затраты по подготовке информации не должны превышать экономического эффекта от ее использования.
1. Понятия «затраты» и «расходы»
Затраты - это величина ресурсов (материальных, трудовых и т л.) в денежном выражении.
потребленных в процессе деятельности предприятия.
Анализ затрат необходим для решения таких важных задач как:
- калькуляция себестоимости продукции (работ, услуг);
- оптимизация ассортимента выпускаемой продукции (работ, услуг);
- расчет оптимальных цен;
- и др.
Поэтому затраты являются одним из основных объектов управленческого учета.
Расходы - это затраты, связанные с извлечением доходов за определенный период времени.
Расходы включают убытки и затраты, которые возникают в ходе основной деятельности.
Расходы уменьшают прибыль от деятельности предприятия за данный промежуток времени.
Затраты не обязательно уменьшают прибыль отчетного периода (например, затраты в
незавершенном производстве).
2. Классификация затрат по функциям
Функциональная классификация затрат
Затраты по их роли (функции) в деятельности организации можно разделить на 2 большие группы:
1. Производственные затраты (затраты на продукт) - обусловлены процессом производства продукции (работ, услуг). К ним относятся:
- прямые затраты на материалы (сырье и материалы, которые используются в производственном процессе и физически включаются в готовый продукт);
- прямые затраты на заработную плату (на труд).- затраты на заработную плату и дополнительные выплаты для персонала, который работает непосредственно в производстве, включая отчисления во внебюджетные фонды.
- производственные накладные расходы (общепроизводственные расходы) - это затраты, связанные с производством, но которые нельзя прямо, непосредственно и экономично отнести на конкретные виды готовых изделий. К ним относятся затраты на вспомогательные материалы и комплектующие детали, косвенные расходы на оплату труда, затраты на содержание зданий, техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования, страхование имущества, коммунальные услуги, арендная плата, амортизационные отчисления на здания, оборудование, нематериальные активы. Производственные накладные расходы распределяют по видам продукции пропорционально базе, зафиксированной в учетной политике предприятия.
Сумма производственных затрат образует производственную себестоимость продукции.
2 Расходы периода скорее относятся к периоду, а не к определенному объему производства ) и связаны не с производственным процессом, а с получением в течение периода услуг. К ним относятся:
- коммерческие расходы (расходы по сбыту продукции);
- управленческие (административные, общехозяйственные расходы) - расходы по управлению предприятием в целом.
Расходы периода не включаются в производственную себестоимость и, как правило, относятся на уменьшение прибыли за отчетный период.
Сумма производственных затрат и расходов периода образует полную себестоимость
произведенной продукции.
Смешанные затраты (полупеременные) имеют одновременно существенные переменные и постоянные компоненты. Часть этих затрат изменяется при изменении объема производства, а ть остается фиксированной в течение периода. Например, месячная плата за телефон ючает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности междугородных и международных телефонных разговоров.
Маржинальная прибыль (маржинальный доход) - это разность между выручкой и общей суммой переменных затрат.
Норма маржинальной прибыли (удельная маржинальная прибыль) - это маржинальная прибыль на единицу продукции.
Маржинальная форма отчета о прибылях и убытках |
3. Классификация затрат по поведению
Поведение затрат - это их зависимость от уровня деловой активности организации (как правило от объема производства или продаж).
- Переменные затраты (Variable Cost) в сумме изменяются при изменении объема производства или продаж (уровня деловой активности).
Для целей анализа обычно полагают, что переменные затраты изменяются прямо пропорционально объему, при этом будучи рассчитанными на единицу продукции (удельные переменные затраты), являются постоянными, Примеры таких затрат — затраты сырья и основных материалов, заработная плата основных производственных рабочих.
- Постоянные затраты (Fixed Cost) в сумме не изменяются при изменении уровня деловой активности, относительно постоянны, но рассчитанные на единицу, зависят от изменения уровня производства.
На самом деле при существенных изменениях деловой активности постоянные затраты делают скачки. Для целей анализа по умолчанию предполагают, что постоянные затраты '') неизменны, т.е. рассматриваются диапазоны, в которых подобных скачков не происходит. Если швейная фабрика для реализации своей продукции арендует небольшой магазин, то ежемесячная арендная плата за него — величина постоянная, а сумма арендной платы, приходящейся на один проданный костюм, есть величина переменная, которая будет тем меньше, чем больше продано костюмов.
Суммарные |
Затраты, ДЕ |
Объем производства На единицу
Обьем производства |
Переменные затраты Постоянные затраты
Суммарные
Затраты, ДЕ
Объем производства
На единицу
Затраты, ДЕ
Методы CVP - анализа также используются при планировании размера прибыли. При увеличении объема продаж на 1 единицу выручка увеличится на О, а переменные затраты на С„,.(1ПШ,,,„. Сумма постоянных затрат останется неизменной, следовательно прибыль увеличится на величину О - С„^и.Л1 ш 0,, т.е. на величину нормы маржинальной прибыли (ИМИ). Аналогично рассуждаем и для уменьшения объема продаж на 1 единицу. Следовательно, справедлива формула:
АР АГхНМП (3.1)
где д \
·_ изменение объема продаж (положительное или отрицательное). АР - изменение прибыли (того же знака).
относительному приросту выручки (или объема продаж).
DOL показывает, на сколько процентов изменится прибыль от продаж, если выручка (или объем продаж) изменится на 1%.
, „ Д PIP АР IP !X)L= = - (5.1)
Д.\ \ Д/'/Г
где Р - прибыль от продаж; N - выручка; V - объем продаж.
Степень операционного рычага - это один из количественных показателей уровня риска предприятия Он характеризует чувствительность операционной прибыли от продаж к колебаниям объема продаж. Чем выше уровень операционного рычага, тем значительнее будет изменение операционной прибыли при изменении объема продаж.
Пусть W - изменение объема продаж (положительное или отрицательное). Тогда соответствующее изменение прибыли по формуле (3.1)
АР М х ИМИ
где НМП - норма маржинальной прибыли (маржинальная прибыль на единицу продукции). Преобразуем формулу для операционного рычага.
_ АР / Р _У^АР _У ИМИ х Д /' _ НМП х V _ МП ~ ДС/Г ~ Р Д/' ~ Р ДГ ~ Р ~ Р где МП - маржинальная прибыль (МП = N - Сперем).
Т.е. операционный рычаг может быть рассчитан как отношение маржинальной прибыли к прибьп jl)' продаж.
ПО,. • ^ (5.2)
Представим маржинальную прибыль в другой форме:
: Р + &nocm Подставим это вместо МП в формулу (5.2):
/)()/ — - ^- — ^ ^ ^ 'ЛЗ'.'Л — ] _(_ ^ пост p р ~ р
IH)L = l + С (5.3)
Прокофьев,'I. А. Курс «S Правленческий учет» Раздел 2. Классификация и поведение затрат. С\'Р-анализ Таким образом, при прочих равных условиях, чем выше доля постоянных затрат в себестоимости продукта, тем выше DOL и тем более рискованной (в аспекте возможных колебаний операционной прибыли) является основная деятельность предприятия.
А поскольку структура затрат компании достаточно жестко определяется видом производимого продукта и типом производства (в частности, уровнем автоматизации), DOL можно рассматривать как уровень производственного (операционного) риска компании.
Общее описание попроцессного метода
Попроцессный метод калькулирования себестоимости применяют организации, которые серийно производят однообразную продукцию (поточное производство) или имеют непрерывный производственный процесс.
В этом случае целесообразно вести учет затрат, относящихся к продукции, произведенной за определенный период. Себестоимость единицы продукции определяют делением общей суммы производственных затрат, понесенных определенным подразделением за определенный промежуток времени, на количество единиц готовой продукции, произведенных за этот же промежуток времени.
Особенности попроцессного метода:
- накопление затрат в разрезе производственных процессов (подразделений, участков, стадий производства и т.п.) безотносительно к отдельным заказам;
- калькуляция и списание затрат за фиксированный промежуток времени (например, за месяц), а не за время, необходимое для выполнения заказа:
- открытие отдельных субсчетов к счету «Незавершенное производство» для каждого . производственного процесса.
_шнение позаказной и попроцессной методики калькуляции себестоимости:
В рамках попроцессного калькулирования каждый производственный процесс по существу рассматривается как отдельное производство.
)этом основная задача - распределить общие затраты каждого производственного процесса между:
- себестоимостью продуктов, выпущенных из данного процесса - эти затраты передаются в следующие процесс (трансфертные затраты) либо учитываются как себестоимость готовой продукции (если процесс был последним);
- незавершенным производством процесса на конец периода.
Попроцессный метод калькулирования себестоимости основан на трех аналитических таблицах, которые составляются для каждого процесса:
- Расчет потока эквивалентных единиц процесса.
- Расчет себестоимости эквивалентных единиц процесса.
- Распределение общих затрат процесса. Используя информацию, содержащуюся в этой аналитической таблице, можно определить ту часть затрат, которую следует отнести на себестоимость продукта, выпущенного из данного процесса, и ту часть, которая остается в незавершенном производстве процесса на конец периода.
2. Эквивалентные единицы
Эквивалентные единицы продукта используют для измерения количества изделий, изготовленных за определенный период. Они позволяют пересчитать не полностью завершенные изделия в условно готовые изделия.
Калькулирование затрат в рамках попроцессного метода может осуществляться:
- методом средневзвешенной
- методом FIFO (First-ln, First-Out).
При калькулировании затрат методом средневзвешенной единицы продукции в незавершенном производстве на начало периода рассматриваются вместе с изделиями, начатыми и законченными в течение периода.
Согласно методу FIFO единицы продукции в незавершенном производстве на начало периода будут завершены до того, как новые изделия поступят в обработку. При этом затраты на доработку незавершенного производства и на производство вновь начатых изделий рассчитываются отдельно.
При расчете количества эквивалентных единиц продукции методом средневзвешенной учитыва. )):
1, Общее количество изделий, завершенных в данном отчетном периоде (в т.ч. начатых в предыдущем отчетном периоде). При этом себестоимость эквивалентных единиц начатых до отчетного периода и начатых в отчетном периоде усредняется.
- Затраты, вложенные в изделия, оставшиеся в незавершенном производстве на конец периода по формуле
Конечное незавершенное произвоОство(е6^)х (Степень готовности в %) При расчете количества эквивалентных единиц продукции методом FIFO учитываются:
- Затраты на завершение изделий, находившихся в незавершенном производстве на начало периода по формуле (для метода ФИФО)
Начальное незавершенное произвобство(ес)Jx (10(1%- Степень готовности в %)
- Общее количества изделий, начатых и завершенных в пределах данного отчетного периода.
- Затраты, вложенные в изделия, оставшиеся в незавершенном производстве на конец периода по формуле
Конечное незавершенное произвоОство(еО.)< (Степень готовности в %)
Зачастую затраты на материалы осуществляются в начале производственного процесса, а добавленные затраты (т.е. затраты на обработку равные сумме прямых трудовых затрат и производственных накладных расходов) распределяются равномерно в течение всего производственного процесса.
В этом случае изделия обычно готовы по материальным затратам на 100% с момента начала их обработки. Степень готовности изделий по добавленным затратам зависит от того, какую ) ь времени (из установленного в соответствии с технологией производства) изделия обрабатывал!.,в течение отчетного периода.
Поэтому, при расчете условно готовых изделий по начальному и конечному незавершенному производству, количество эквивалентных единиц по материалам будет отличаться от количества эквивалентных единиц по добавленным затратам.
4. Метод FIFO
Метод FIFO, хотя и является более трудоемким, дает несколько более точные результаты, чем метод средневзвешенной, разница между методами будет ощутимой в том случае, если цены на производственные ресурсы существенно меняются от периода к периоду.
Рассмотрим порядок применения метода FIFO на том же примере.
Компания по массовому производству пластмассовых игрушек имеет два передела: формовку (в цехе А) и обработку (в цехе В). Основные материалы отпускаются в производство в начале процесса в цехе А. Добавленные затраты (заработная плата плюс общепроизводственные расходы) имеют место в обоих цехах. Законченные обработкой полуфабрикаты из цеха А передают в цех В. По окончании обработки в цехе В игрушки (готовая продукция) сдают на склад.
5.1. Понятие комплексного производства. Основные термины
Комплексное производство - производство нескольких продуктов из общего сырья в рамках единого технологического процесса.
Такой тип производства характерен для пищевой промышленности, химической промышленности, перерабатывающей промышленности и т.п.
Примеры:
|
Совместные продукты - это два или более продуктов, которые
(1) имеют значительную рыночную ценность (в отличие от побочных продуктов);
(2) не существуют как отдельные продукты до точки раздела.
Точка раздела - это точка в технологическом процессе, где совместные продукты признаются индивидуальными продуктами. Точек раздела может быть несколько.
Комплексные затраты - затраты комплексного производства до точки раздела. Включают стоимость исходного сырья и затраты на его первичную обработку.
Раздельные затраты (затраты на доработку) - затраты, связанные с доработкой отдельных продуктов после точки раздела.
Побочные продукты - это продукты, которые
(1) имеют незначительную рыночную стоимость;
(2) неразделимы с основными продуктами до точки раздела.
) Основная задача - распределение комплексных затрат между себестоимостью отдельных продукт. . |
5.2. Методы распределения комплексных затрат I. Методы, основанные на данных в точке раздела 1) Метод стоимости продаж
Этот метод распределяет комплексные затраты пропорционально рыночной стоимости продуктов (полуфабрикатов) в точке раздела.
Прокофьев Д. Л.________ Курс« Управленческий учет » Раздел 4.3. Комплексное производство Пример: Комплексные затраты 1000 у.е.
|
Комплексные затраты (продукт А) = 10ОО у.е х (2000 у.е. / 8000 у.е.) = 250 у.е. Комплексные затраты (продукт Б) = 1000 у.е х (6000 у.е. / 8000 у.е.) = 750 у.е. Итого: 1000 у.е.
Система Stsndart Cost (стандарт-кост) — инструмент управления для планирования затрат и контроля за ними. Она может использоваться и при позаказном. и при попроцессном методах калькулирования себестоимости. Когда организация применяет «стандарт-кост», все затраты, влияющие на счета запасов и себестоимость реализованной продукции, выступают как нормативные (стандартные), или предопределенные, а не фактические.
Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные затраты, которые обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции. Нормативные затраты включают три элемента производственных затрат:
- прямые материальные затраты:
- прямые затраты труда;
- производственные накладные расходы.
Нормативные затраты материалов и труда основаны на инженерных оценках и расчетах, изучении трудовых операций, зависят от типа и качества используемых материалов и оборудования.
' 'jLaTHBbi накладных расходов основаны на более простых предположениях — на базе данных о прошлых затратах.
Преимущества системы "стандарт-кост":
- Позволяет оценить деятельность отдельных работников и компании в целом (на основе сравнения фактически достигнутых показателей аналогичными показателями, рассчитанными по нормам)
- Помогает принять решение об установлении цен, помогает при составлении бюджетов и прогнозов. 3 Калькуляция производится по заранее известным нормам. Удобства быстрой калькуляции
компенсируют дополнительные затраты, возникающие при установлении нормативов (которые могут не меняться в течение длительного времени). "Стандарт-кост" представляет собой целостную концепцию. Если ее применяют в полном объеме, то все данные о фактических производственных затратах замещаются нормативными (стандартными) значениями. Такие счета, как «Материалы», «Незавершенное производство», «Готовая продукция» и «Себестоимость реализованной продукции» (и по дебету, и по кредиту) ведут с использованием нормативных, а не фактических затрат.
Бухгалтер ведет отдельные счета фактических затрат, чтобы в конце учетного периода сравнить их с нормативными. Разница между нормативными и фактическими затратами называется отклонением. Если обнаруживается отклонение, бухгалтер должен выяснить причину его происхождения. Этот процесс, известный как анализ отклонений, — эффективный инструмент контроля затрат и всей системы управления.
2. Нормативы затрат и их определение
Нормативные затраты на единицу производственного продукта состоят из шести элементов: 1. Нормативная цена основных материалов. I ' "к ', Нормативное количество основных материалов, .с ' nopivic. uibhoe рабочее время (по прямым трудозатратам).
- Нормативная ставка прямой оплаты труда.
- Плановая ставка переменных производственных накладных расходов.
- Плановая ставка постоянных производственных накладных расходов. Нормативные затраты основных материалов
Нормативные затраты основных материалов определяются умножением нормативной цены этих материалов на нормативное их количество.
Прокофьев Д.Л. |
Нормативная цена основных материалов представляет собой тщательную оценку затрат определенного вида основных материалов на следующий учетный период. Ответственность за установление нормативных цен на все основные материалы несет агент по закупкам. Определяя нормативные цены, он должен учесть все возможные увеличения цен, изменения на рынке материалов, новые источники поставок и др. Также он совершает все фактические закупки.
[рчкпфьев Д.Л._________________ Курс « Уиравденческш'/ учет» 1\/ к)е i Л Slanelart С
Нормативное количество основных материалов — оценка ожидаемого количества, которое бу, использовано. Такая оценка является одной из наиболее трудных задач в установлении норматиЕ На нее оказывают влияние специфика конструкции изделий, качество основных материалов, возрас производительность машин и оборудования, квалификация и опыт рабочих. Определенный бра потери неизбежны, и это необходимо учитывать при расчете нормативного количества материаг Обычно эти нормативы устанавливают менеджеры, отвечающие за производство, или бухгалт ведущий учет затрат, привлекая для их разработки инженеров, агентов по закупке материало машинных операторов.
Нормативные прямые затраты труда
Нормативные прямые затраты труда исчисляются умножением нормативного рабочего времени нормативную ставку прямой оплаты труда.
Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам) отражает время, необходимое для каж/ подразделения, станка или процесса, чтобы произвести одну единицу или одну партию изделии, многих случаях нормативное время на единицу составляет небольшую долю часа. Норматив рабочее время должно пересматриваться, если происходит замена машин и оборудования I изменяется квалификация рабочей силы. Ответственность за разработку этого норматива m менеджер соответствующего подразделения.
Нормативная ставка прямой оплаты труда выражает стоимость часа труда основ производственных рабочих, планируемую в следующем учетном периоде для каждой функции вида работ. На практике ставки прямой оплаты труда достаточно легко определяемы, так как они г зафиксированы в трудовом контракте, либо устанавливаются самой организацией.
Производственные накладные нормативные расходы
Производственные накладные нормативные расходы представляют собой сумму оце постоянных и постоянных производственных накладных расходов в следующем учетном периоде, оценки основаны на нормативных коэффициентах.
Плановая ставка переменных производственных накладных расходов находят делением об планируемых переменных производственных накладных затрат на планируемое количестве! выражение определенной базы, например, ожидаемое количество машино-часов или часов пря трудозатрат. (Может быть использована другая база, если машино-часы или часы прямых трудоза не являются подходящей мерой для постоянных производственных накладных расходов). Формул базе часов прямых трудозатрат выглядит следующим образом:
Обшые планируемые переменные ПНР
Плановая ставка переменных 11111' =
Общ. кол - в<> часов прямых труда затрат
Аналогично рассчитывается Плановая ставка постоянных производственных наклад расходов
Обшие планируемые постоянные 111II'
Плановая ставка постоянных ПНР= —
Общ, кол - во часов прямых труШттрап,
Использование нормативов затрат при калькулировании позволяет избежать вычисления ка> неделю или месяц стоимости единицы (или партии) продукции по данным о фактических затр; Единожды определив нормативные з