Налоговая система
Налоговая система появилась с возникновением государства. Ключевую роль в экономической теории налогообложения сыграл Адам Смит .
Налог – экономическая и правовая категория. Определение налога дано в 8-й статье НК.
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований.
Сущность налога, как экономической категории состоит в необходимости принудительного изъятия со стороны государства части денежных средств, принадлежащих физическим лицам и организациям на праве собственности на формирование государственных функций (формирование бюджета).
Система налогообложения должна:
-обеспечить заданный бюджетом уровень налоговых доходов
-воздействовать посредством регулирующей функции налогов на развитие экономики в целом
-обеспечить посредством социальных функций налога перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан
Налоги используются государством как метод прямого влияния на бюджетные отношения
Налоги формируют % бюджета:
В США – 90%
В Германии – 80%
В России – 85%
Сущность налогообложения
Сущность налогообложения проявляется через функции налогов. Налоги выполняют 4 важнейшие функции:
1.Фискальная функция (основная) – подразумевает обязательное и безвозмездное взимание налогов государственными органами
2.Социальная (распределительная) функция. Проявляется через неравное налогообложение сумм доходов. С помощью нее перераспределяются доходы между различными группами населения (пр. прогрессивная шкала налогообложения, налоговые скидки, вычеты)
3.Регулирующая функция. Налоги выполняют задачи налоговой политики государства. Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов.
Выделяют три составляющие (подфункции):
-стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;
-дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;
-воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов.
4.Контрольная функция — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.
Принципы налогообложения
Принципы налогообложения — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.
Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.
Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. В основу заложены две центральные идеи:
1)сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика;
2)кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов (методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение).
Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка менее 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%.
Принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобности (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.
Налоговое бремя – совокупность налогов, уплаченных в бюджет
Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому необходимо сокращать издержки взимания налога. По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.
Юридические принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права. К ним относятся следующие принципы:
а) нейтральность (равное налоговое бремя);
б) установление налогов законами;
в) приоритет налогового закона над неналоговым;
г) отрицание обратной силы налогового закона;
д) наличие в законе существенных элементов налога;
е) сочетание интересов государства и субъектов налоговых отношений.
Организационные принципы налогообложения — положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Эти положения отражают:
а) единство налоговой системы;
б) подвижность налогообложения;
в) стабильность налоговой системы;
г) множественность налогов;
д) исчерпывающий перечень налогов
Классификация налогов
При многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходства и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно—финансовых мер. Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации налогов, т. е. разделения их на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями).
По мере развития систем налогообложения изменялся принцип классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему. Один из возможных вариантов классификации налогов, предусматривающий рассмотрение совокупности налогов по семи основаниям, представлен ниже.
1. По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.
Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:
-косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;
-косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;
-фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
-таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно—импортных операций.
2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
- федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;
- региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
- местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.
3. По целевой направленности введения налогов различают:
-общие налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
-целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
4. В зависимости от субъекта—налогоплательщика выделяют следующие виды:
налоги, взимаемые с физических лиц;
налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.
5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
-закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
-регулирующие налоги — разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
6. По порядку введения налоговые платежи делятся на:
-общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
-факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание — компетенция органов местного самоуправления.
7. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
- срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;
-периодично—календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
Возможна классификация налогов и по другим признакам. Так, в зависимости от характера связи субъекта налогообложения и объекта налогообложения можно различать:
-налоги, построенные по принципу резидентства;
-налоги, построенные по принципу территориальности.
В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных — наоборот.
Для хозяйствующих субъектов едва ли не важнейшим признаком классификации является порядок отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности. Согласно нормативным предписаниям расходы по уплате налогов:
- включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг);
-включаются в цену продукции;
-относятся на финансовый результат;
- уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;
- финансируются за счет чистой прибыли предприятия;
- удерживаются из доходов работника.
Структура налога
Законам о налогообложении предъявляются повышенные требования, так как они затрагивают материальные интересы налогоплательщиков. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно утвердить: обязанное лицо, размер обязательства, порядок и сроки его исполнения, границы требований государства в отношении имущества плательщика и др.
Тем самым очерчивается круг элементов (составляющих), которые позволяют понять и всестороннее изучить тот или иной налоговый платеж. В совокупности эти элементы образуют определенную структуру, логика построения которой остается инвариантной. Другими словами, речь идет о структуре налога.
Налог — это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих элементов, каждый из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Положение о выделении этих элементов отражено в части первой Налогового кодекса РФ (в дальнейшем — Кодекс). Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.
Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имел бы право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.
Слагаемые налоговых формул — элементы налогообложения — имеют универсальное значение, хотя налоги различны и число их велико. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называют существенными или обязательными элементами закона о налоге. К ним в соответствии со ст. 17 Кодекса относятся:
субъект налогообложения (налогоплательщики);
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
Субъект налогообложения – лицо, но которое возложена юридическая обязанность уплаты налога за счет собственных средств.
По российскому законодательству налогоплательщиками и плательщиками сборов являются организации и физические лица. К иным налогоплательщикам относятся обособленные подразделения организаций (филиалы, представительства).
Налог должен быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода. В следствие этого, различают налогового плательщика и налогового агента.
Налоговый агент – лицо, на которое возложена обязанность по исчислению и удержанию из дохода налогоплательщика налога и перечислению его в бюджет.
Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного представителя, т.е. законный представитель может уплачивать налоги за налогоплательщика по доверенности.
Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянности местопребывания (резиденство). С учетом этого принципа выделяют 2 вида субъектов налогообложения:
-Резиденты – имеют постоянное место пребывания в РФ. Их доходы, полученные на территории РФ и за рубежом, подлежат налогообложению (существует полная налоговая обязанность резидентов). Для НДФЛ необходимое условие резидентов – это проживание гражданина РФ, иностранного лица и лица без гражданства не менее 183 дней в году в течение 12 следующих подряд месяцев на территории РФ.
-Нерезиденты – лица, не имеющие постоянного места пребывания в государстве. Они получают ограниченную налоговую обязанность, т.е. налогообложению подлежат только те доходы, которые были получены в РФ.
Объект налогообложения – это юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта налогообложения заплатить налог. К ним относятся:
-совершение оборота по реализации товара
-получение дохода
-совершение сделки купли-продажи
-вступление в наследство
Объекты налогообложения подразделяются на:
-результаты хозяйственной деятельности налогоплательщика (возникновение добавочной стоимости)
-имущественные права (право собственности, пользование имуществом)
-действия субъекта (реализация товара, проведение операций с ценными бумагами, ввоз или вывоз товаров).
Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Пример:
-сумма дохода с объемно-стоимостными показателями
-объем реализации товаров, услуг
-объем добытого сырья.
Налоговая база, как количественное выражение предмета налогообложения, выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), т.е. именно к налоговой базе применяется налоговая ставка.
Для правильного определения возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы. Налоговое законодательство предлагает 2 основных метода формирования налоговой базы:
-кассовый метод
-метод начисления (накопительный метод)
Кассовый метод учитывает только те суммы (имущество), которые присвоены налогоплательщиком в определенной юридической форме (например, получены в кассе наличными, переданы в собственность посредством оформления определенных документов и т. п.). В соответствии с этим методом, например, прирост стоимости имущества не является доходом до того момента, пока этот прирост тем или иным образом не объективирован: проценты по вкладу в банке получены, акции проданы по цене большей, чем цена их приобретения, и др.;
В российском законодательстве кассовый метод используется при налогообложении имущества переходящего в порядке наследования, а также налогообложение физических лиц.
При накопительном методе важен момент возникновения имущественных прав и обязательств. Так, доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в конкретном налоговом периоде вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для определения произведенных затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде независимо от фактических выплат.
Способы определения налоговой базы:
-Прямой способ. Основан на реально и документально подтвержденных показателях. Пример: данные бухгалтерского и налогового учета по доходам и расходам.
-Косвенный способ (способ по аналогии) – основан на том, что при отсутствии сведений о доходах и расходах расчет налоговой базы ведется по аналогии (как у данного, так и у других налогоплательщиков или на основании данных о налогоплательщике, имеющихся в налоговом органе)
-Условный способ или способ вмененного дохода применяется при определений объекта и его базы по единому налогу на вмененный доход на основе условно расчетной базовой доходности вида деятельности, рабочего места (торговая точка) либо единицы площади, допустим, торгового помещения.
Налоговый период – срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется налоговые обязательства. С налоговым периодом связывают промежутки времени в течение которых у налогоплательщика возникает объект налогообложения и с истечением которого связан срок уплаты налогов
Ставка налога — размер налога, установленный на единицу налогообложения. В статье 53 НКРФ:
Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
В зависимости от способа определения суммы налога выделяют:
- равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;
- твердые ставки налога, когда на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный размер налога;
- процентные ставки, когда с каждого рубля, например прибыли, предусмотрено 24% налога.
В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают:
- общие ставки (НДС 18%);
- повышенные ставки (НДФЛ);
- пониженные ставки (НДС на продовольственные и детские товары 10%);
В зависимости от содержания различают ставки:
- маргинальные, которые непосредственно даны в нормативном акте о налоге;
- фактические, определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;
- экономические, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доход
Порядок исчисления и срок уплаты налогов и сборов
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (внебюджетный фонд), определяется, как правило, путем произведения исчисленной налоговой базы на установленную налоговую ставку. В случае применения разных ставок общая сумма налога определяется сложением налоговых сумм, исчисленных по каждой ставке в отдельности.
Налог, причитающийся к уплате, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством. По некоторым налогам (налог на имущество физических лиц, налог на недвижимость и некоторые другие), а также при нежелании налогоплательщика исполнять налоговое обязательство, отсутствии у него учета объекта налогообложения, доходов и расходов и в других случаях суммы налоговых платежей, подлежащих взносу в бюджет (внебюджетный фонд), исчисляются налоговым органом. Налогоплательщик при этом получит от налогового органа налоговое уведомление, согласно которому он обязан заплатить причитающуюся сумму налога в указанный срок.
Отдельные налоги, например государственная пошлина, исчисляются и включаются в цену услуг органом, уполномоченным совершать юридически значимые и иные действия в пользу другого лица.
В соответствии с налоговым законодательством часть налогов взимается по методу «у источника выплаты» доходов налогоплательщику (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль в части дивидендов и др.). В таких случаях налог исчисляется, удерживается у налогоплательщика и перечисляется в бюджет налоговым органом.
Срок уплаты налоговых платежей устанавливается применительно к каждому налогу и сбору. Если он нарушается, налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.
Срок уплаты налогов и сборов определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годом, кварталом, месяцем, днями, а также указанием на событие, которое должно быть совершено. Например, уплата налога 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, или в срок, установленный для подачи налоговой декларации. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации и другими актами законодательства о налогах и сборах. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организацию связи.
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается по каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления
1.Налоги как инструмент бюджетного регулирования, их экономическая сущность.
А. Смит определил сущность налогов 1765 году. Сущность налога как экономической категории состоит в необходимости принудительного изятия со стороны гос-ва. Часть денежных средств принадлежавших организации физическим лицам на праве собственности на формирование гос-ых функций.
Система налогооблажение любого гос-ва должна:
1.Обеспечить заданный бюджетами уровень налоговых доходов.
2. Воздействовать по средствам регулирующих функций налогов на развитие экономики в целом объем структура производства.
3. Обеспечить по средством социальной функции налогов перераспределение
2. Значение и Функция налогооблажения.
Функция налогов - проявление его сущности в действии и способ выражения его свойств. Фискальная, Регулирующая, Распределительная функция, Стимулирующая, Контрольная.
Фискальная. Это главная функция налогов, она означает изъятия денежных средств в казну. Данная функция отражает сущность налогов как особого централизованного инструмента финансовых отношений.
Регулирующая. Она заключается в том, что налоги представляют собой механизм влияния на экономические, происходящие в государстве, которые позволяют формировать необходимые характеристики этих процессов.
Стимулирующая. Налоги непосредственно влияют на усиление или ослабевание накопление капитала, увеличение или уменьшения платёжеспособного спроса и другие экономические процессы.
Распределительная функция. Она состоит в том, что с помощью налогов государство через бюджеты и фонды перераспределять из производственной в социальную, а также между отраслями и отдельными гражданами.
Контрольная. Она проявляется в проверке эффективности функционирования и контроля за проводимой финансовой политикой государства. Все функции налогов тесно взаимосвязаны и реализуется в совокупности.
3. Принципы построения налоговой системы, ее элементы, Виды налогов.
Принципы построения налоговых систем в налоговой теории трактуются с разных позиций. Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения:
принцип справедливости (равенства) налогообложения;
определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщику);
удобство сроков и способов уплаты;
Все налоги подразделяются на несколько видов:
Прямые и косвенные
В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог, налог на прибыль и подобные. К косвенным налогам относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и другие.
Аккордные и подоходные
Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента
4. Экономическая природа акцизов. Перечень подакцизных товаров.
Правовая природа акцизов
Акцизами называются косвенные налоги, уплачиваемые в бюджет, как правило, непосредственным производителем подакцизных товаров при их реализации и таможенным перевозчиком в момент пересечения таможенной границы при ввозе товаров на таможенную территорию государства.
Акцизы — одна из древнейших форм косвенного обложения.
5. Плательщики акцизов и объект налогообложения
Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, транспортирующие товары через таможенную границу РФ при наличии в их хозяйственной деятельности объекта налогообложения акцизами. Филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций в состав налогоплательщиков не включаются, а лишь исполняют обязанности по уплате акцизов по месту своего нахождения.
Объектом обложения акцизами признаются хозяйственные операции, совершаемые с подакцизными товарами. В их число включаются, например, следующие операции:
6. Ставки и налоговая база акцизов. Порядок исчисления и уплаты акцизов в бюджет.
Ставки для налогообложения подакцизной продукции, которые подразделяются на две группы: твердые и комбинированные.
Твердые ставки установлены в абсолютном значении на единицу налоговой базы. К примеру, на 1 т. нефтепродуктов соответствующего вида, на 1 л. безводного этилового спирта, на количество единиц. Комбинированная ставка предполагает сочетание твердой (специфической) составляющей и доли от стоимостного показателя (расчетной стоимости).
Налоговая база по акцизам в соотвествии со ст. 187 НК РФ определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров.
Пример: Ликеро-водочный завод производит алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта 40%. За январь произведено 400 л. данного подакцизного товара. Применяемая налоговая ставка — 210 руб за 1 л. безводного этилового спирта. Сумма акциза по приобретенному этиловому спирту — 1400 руб. Рассчитаем сумму акциза.
1. Определим налоговую базу в пересчете на безводный спирт: 400 л. * 40% = 160 л.
2. Определим сумму акциза по реализованной подакцизной продукции:
160 л * 210 руб. = 33600 руб. 00 коп.
3. Определим сумму акциза, подлежащего уплате по алкогольной продукции. Для этого исчисленная сумма акциза уменьшается на сумму налоговых вычетов.
33600 — 1400 = 32200 руб. 00 коп.
7. Сущность налога на прибыль организаций и его роль в налоговой системе РФ.
Налог на прибыль организаций, его фискальная и регулирующая роль.
Плательщики налога на прибыль организаций.
Объект налогообложения. Порядок определения доходов, их классификация. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
Определение расходов, их группировка. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции, их группировка. Прямые и косвенные расходы. Особенности отнесения на расходы убытка от реализации имущества. Внереализационные расходы.
Налоговая база, порядок ее определения по методу начисления и кассовому методу.
Ставки налога на прибыль, доходы.
Налоговый и отчетные периоды.
Порядок исчисления налога на прибыль и расчетов с бюджетом.
Сроки уплаты налога и авансовых платежей.
Особенности уплаты налога на прибыль организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения.
Особенности определения доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль банков и страховых организаций.
8. Плательщики налога на прибыль организацией и объект налогообложения.
Предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль, получаемую в результате осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности.
С 1 января 2002 года порядок налогообложения налогом на прибыль регламентируется главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».
Кодексом не используется понятие себестоимости, а введено понятие расходы.
Объект налогообложения.
Налогооблагаемой базой для целей налогообложения прибыли признается денежное выражение прибыли согласно статье 247 НК РФ. Объектом налогообложения признается прибыль организации, определяемая как полученный доход, уменьшенный на величину расходов (п. 1 статьи 252 НК РФ).
Налоговые ставки.
Ставка налога на прибыль для большинства организаций составляет 20% от налогооблагаемой прибыли. В том числе 2% налог на прибыль всегда перечисляется в Федеральный бюджет, а 18 % в субъект РФ. Ставки налога прибыль доходы иностранных организации не связанных с деятельностью РФ, через постоянные представительство составляет 10% от использования содержания и сдачу в аренду транспортных средств и 20% по всем отдельным доходам.
Налог на имущество организаций – 2.2 %
НДС с выручки 18 %
Обязательное пенсионное страхование 14 %
Единый социальный налог (ЕСН) 26 %
Налог на прибыль организаций 20 %
Налог на доходы 6 %
Налог на доходы за минусом расходов 15 %
9. Единый социальный налог. Плательщики и объект налогообложения. Налоговая база и льготы по единому социальному налогу. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога.
Единый социальный налог (ЕСН) — отменённый федеральный налог в Российской Федерации, зачисляемый в Продолжение »